Золотой миллион

«И упал с неба Огненный Пиу-Пиу. И начались Малые Пиу-Пиу по всей Земле. И погибли все Прямоходящие с Крупными Зверями, оставив Мышам, Крысам и Тараканам Большую Сушу и Большую Воду».

Пик 2034-й на секунду задумался. Не слишком ли много прописных букв в каких-то двух предложениях? Ну и пусть, это же летопись. «Во всех старых книгах Прямоходящих перебор с красноречием – и ничего, книги пережили века», – успокоил себя Пик. Над головой что-то оглушительно грохнуло, раскатилось булыжниками по сторонам, но Пик даже не вздрогнул. Он уже привык к тому, что старая школа постепенно рассыпается. Скоро и она умрёт как те, кто в ней когда-то учился.

«В борьбе за еду Мыши и Крысы оттеснили Тараканов к Большой воде, а затем начали воевать друг с другом. Когда Мыши поняли, что сила и численный перевес на стороне Крыс, они созвали Совет кланов и стали делиться друг с другом тайнами выживания. Все пеняли на тяжёлую жизнь, только клан Библиотечных мышей не жаловался на потери».

Пик 2034-й прервался и с гордостью подумал о том, что он – продолжатель рода своих великих предков. Перед сном он любил перечислять их по именам (кажется, у людей это называлась «молитвой»?), от родоначальников до мышей из своей семьи, погибшей во время обрушения школьного потолка. Сам он спасся только благодаря тому, что переписывал тексты в подвале, который стал для него библиотекой…

«Полководцы клана рассказали о том, как с помощью военных хитростей из книг Прямоходящих отогнали Крыс от своих границ, а Библиотечные матроны хвалились жирными и румяными мышатами…»

«Румяными?»

Пик слабо представлял себе значение этого слова, но махнул на сомнения хвостом, потому что Прямоходящие так описывали своих детей. А они редко ошибались. Пик посмотрел на редиску, которую выкопал на школьном огороде. Нет, он пока не заслужил завтрак. Затем перевёл взгляд на свиток с гербовой печатью и не смог сдержать радостного писка. Сегодня он станет частью легендарного «Золотого миллиона» Библиотечных мышей! О «Золотом миллионе» ходили легенды, но никто доподлинно не знал, что же это такое. Было известно только, что оказаться одним из миллиона – высочайшая честь, которой могла быть удостоена мышь.

«За прошедшее с момента катастрофы время мутировавшие мыши эволюционировали, научились читать, писать и переводить на мышиный язык книги Прямоходящих. Не все из человеческих изобретений пригодились поумневшим мышам. Но если столько времени жить в одних и тех же подземельях, без знаний об устройстве канализации просто не обойтись!»

Пик 2034-й размял уставший от письма хвост и с грустью отметил, что сбился со стиля. Его кидало из летописи в газетную статью. Ну да ладно, всё равно никто не поймёт, потому что немного осталось мышей, которые читали и то, и другое. Пик макнул хвост в жидкую глину и дописал абзац о том, как Старейшины объявили Библиотечных мышей Первым кланом и короновали их предводителя Пия Первого. Затем задумался, стоит ли рассказывать потомкам об Отщепенцах, которые отказались принять верховодство Библиотечного клана и отправились искать Кругосветные горы. За этими горами находилась Волшебная страна из священного шестикнижия Отщепенцев про Королеву мышей Рамину и её преданное войско. 1 «Если и упоминать отщепенцев, то со строчной буквы. А ещё лучше – ни с какой», – решил Пик.

– Сложно ли добраться до Главной библиотеки – и когда мне лучше отправляться в путешествие, днём или ночью? – спросил Пик у почтового мышонка, который принёс добрую весть, а взамен забрал несколько новых свитков с летописями.

– У нас, почтальонов, рабочий день с девяти до пяти, выбирать не приходится. Но если бы такая возможность была, мы бы работали ночью. Всё-таки мыши ночные животные. А ещё говорят, что в небе появились какие-то тени. Но это не точно

Узнав про тени в небе (неужели это летающие крысы, которых Прямоходящие звали «птицами»?) Пик решил выдвигаться ночью. Он попрощался со всеми школьными мышами – с некоторыми даже по два раза – обгрыз редиску, вымылся и припудрил шёрстку пыльцой шиповника, своим любимым ароматом. Собрал котомку и с помощью карты Москвы, которая висела на стене одного из классов, начал составлять план путешествия из школы № 1234 в Российскую государственную библиотеку, где с этого момента должен был жить и служить.

Пик рассчитал, что Прямоходящий дошёл бы с Малой Молчановки до Воздвиженки меньше, чем за полчаса. Но сколько времени потратит на это мышь? Да ещё в незнакомых условиях верхнего мира. Первый и единственный раз Пик покидал школьный двор в раннем детстве, когда экскурсии были более безопасным занятием. Будь его воля, он бы пробрался на новое место службы подземными путями, но увы – школьный подвал был забетонирован со всех сторон.

Пик выучил маршрут от школы до библиотеки и, так как делать ему уже было нечего, стал ждать, когда стемнеет. Проснулся он оттого, что сверху снова загрохотало. Пик подпрыгнул от ужаса, всё внутри похолодело. «Я проспал свой шанс!» – запаниковал Пик и заметался в поисках котомки. Нашёл, выскочил в школьный двор – и замер в восхищении.

Совершенно круглая луна висела над школой и заливала всё вокруг плотным непрозрачным светом. Пик очень любил луну, перечитал о ней всё, что нашёл в школьных учебниках. Она помогала ему мечтать о прекрасных сытых временах. Держа в зубах котомку, а в голове маршрут, Пик помчался вперёд. Покрутился в переулках, снова вынырнул на Большой Молчановке. А дальше, передвигаясь короткими перебежками в тени разрушающихся зданий, пробиваясь сквозь растения, которые отвоёвывали у города своё, двинулся в сторону Нового Арбата.

Старожилы передавали из уст в уста, что когда-то это было место больших дорог и зданий, похожих на раскрытые книги. Увидеть их было заветной мечтой Пика. Не позволяя себе отдохнуть, Пик бежал и бежал вперёд. Неоднократно он хотел бросить свою котомку, которая раскачивалась в зубах, мешая обзору. Но не мог, потому что в ней были его главные драгоценности – чернильница, передававшаяся по наследству от одного летописца к другому, и свиток из «Золотого миллиона».

Когда Пик 2034-й добрался до заветной улицы, его силы были почти на исходе. Пик решил получше рассмотреть окрестности и вскарабкался на сломанное дерево, которое своими ветками подпирало фонарный столб. Устроившись в ветвях, Пик огляделся по сторонам. Первый дом-книжку хорошо было видно при свете луны. Время и погодные условия не пощадили и его, но дом по-прежнему гордо возвышался над заросшим сорняками шоссе, которое было забито брошенными машинами. Внезапно два огонька отделились от одной такой ржавой развалюхи и двинулись по направлению к дереву, на котором сидел Пик. Огоньки то гасли, то загорались вновь, пока не оказались совсем рядом с деревом. Кто-то сильный и гибкий зацепился когтями за древесную кору и начал карабкаться по стволу.

Как только Пик понял, кому могли принадлежать эти огни, его парализовало от ужаса. В памяти запульсировал стишок из детства «кошка-царапка, быстрая лапка, утром гуляла, мышку поймала», которым пугали непослушных мышат-малышат. Но бояться было некогда. Пик поудобнее перехватил котомку зубами, свалился с дерева вниз, перевернулся и со всех ног бросился вперёд. Он мчался на пределе сил, петлял, путал следы, но огнеглазый преследователь неумолимо приближался. Вдруг Пик почувствовал знакомый подвальный запах сырости и плесени. Он помчался прямо на него. Запах исходил из-под решётки на асфальте. Пик протиснулся сквозь эту решётку и … повис на своей котомке. Дёргаясь всем телом, он пытался освободить котомку, но она крепко застряла между прутьев решётки. И тут преследователь Пика в прыжке оказался рядом с решёткой. Когтистая лапа рванула на себя котомку, полоснув мышь по носу. Пик отчаянно заверещал, выпустил котомку и упал в неизвестность.

Буль! – и Пик с головой ушёл под воду. Заработал лапками, приблизился к поверхности воды и поплыл, задрав морду вверх. Пик неплохо ориентировался в темноте, но даже его острое зрение не помогло обозначить границы тоннеля, в котором он оказался. Пик понимал, что силы скоро покинут его и пытался зацепиться за проплывающие мимо листья и щепки. Впереди замаячило что-то огромное, оно медленно покачивалось на воде. Из последних сил Пик доплыл до ржавого автомобиля без стёкол, вскарабкался на капот и потерял сознание.

Очнулся он от ощущения, что кто-то на него смотрит. Пик оглянулся по сторонам и в который раз за эту бесконечную ночь испытал приступ паники: перед ним внутри машины плавало существо, похожее на скелет Прямоходящего из кабинета биологии, в который Пик изредка захаживал. Да это, собственно, и был скелет! Его бы уже давно унесло бы дождевым потоком, если бы не ремень безопасности, которым Прямоходящий был в буквальном смысле намертво прикреплён к креслу. Пик с благоговейным ужасом рассматривал представителя расы, которой мышиная цивилизация была обязана своим расцветом. Но ближе подползать к нему не стал. В подобных обстоятельствах почтительное расстояние – как раз то, что нужно.

Где же он оказался? Пик пытался восстановить свой путь по памяти и сопоставить его с маршрутом, заученным по карте Москвы. Он вспомнил, что ещё в ученичестве записывал рассказанные стариками городские легенды. В одной из них говорилось о подземном ходе, который построил трусливый царь Прямоходящих Никита Хрущ. Возможно, в этом тоннеле Пик и оказался. Если это так, то есть надежда добраться до места назначения всё-таки есть – в легенде говорилась, что у этого тоннеля есть выход в само Метро. Что такое Метро Пик так и не разобрался, но знал от стариков, что там всегда можно спрятаться.

Немного придя в себя, Пик решил продолжить путешествие. Какое-то время он плыл, а потом обнаружил крепкий пластиковый поддон, который выглядел намного лучше, чем ржавая машина и человек в ней. «Похоже, эта пластиковая упаковка собралась жить вечно, но сейчас мне это только на лапу», – подумал Пик 2034-й и начал грести хвостом.

Тайный вход в Метро Пик нашёл по полустёртой букве «М». И здесь вода была повсюду, но по стенам тянулись какие-то провода и трубы, что позволило Пику окончательно обсохнуть. Пик вспоминал о том, что ему пришлось пережить, и всё больше гордился собой. Ай да Пик! Ай да мышкин внук! Определённо, его подвиги войдут в летописи будущих поколений! Пик так увлёкся мысленным описанием своих достижений, что забыл о том, где находится. А когда вспомнил, устыдился гордыни и продолжил путь, перепрыгивая с труб на провода.

Через некоторое время Пик 2034-й понял, что переоценил свои силы и плохо подготовился к путешествию. Он никак не рассчитывал попасть в Метро и не понимал, каким образом тоннели соединяются между собой. «Я прошёл испытание водой и огнём, но не справился с медными трубами», – тосковал Пик. Желудок сводило от голода, несколько раз он засыпал прямо на ходу, чуть не падая в воду, но упрямо брёл вперёд. И через некоторое время его упрямство было вознаграждено: Пик выбрался к платформе одной из метростанций. Тут ему снова пришлось плыть до лестницы, над которой висел указатель. Прочитав на указателе слова «к улице Воздвиженка», горе-путешественник заплакал. А ведь всем известно, что мыши плакать не умеют.

– Пунктуальность – важное качество для библиотечной мыши. Мы ждали вас три дня назад, – отчитал Пика хромой Привратник с выцветшими глазами и проводил его в маленькую квартирку. – Отныне вы будете обитать за этим переплётом. Восьмиразовое питание – по графику.

Служитель указал хвостом на стену и Пик 2034-й увидел расписание приёмов пищи в золочёной рамке: первый и второй завтраки, бранч, обед, ланч, два ужина и ночной перекус. Он возликовал. В старой школе Пику редко удавалось поесть хотя бы дважды в день.

– Ах да, – вспомнил Служитель, – общее собрание состоится сегодня в Центральном зале. Что вы знаете о нас и нашей миссии?

– Эээ… ничего. Я получил свиток с гербовой печатью Пия Тринадцатого. Свиток был удостоверением участника «Золотого миллиона» за номером 999999, а заодно и приказом прибыть на новое место службы. Я хранил свиток, как зеницу глазницы, но по дороге на меня напала…

– Да-да, напала кошка. Я это уже слышал от вас. Но мы оба знаем, что все кошки вымерли давным-давно. Даже если бы они возродились, чем бы они стали питаться?

Пик хотел ответить – не чем, а кем, но понял, что привратника не переубедить. Да и он сам ещё несколько дней назад не верил в рассказы про птиц.

– Каким-то удивительным образом вам удалось попасть в самое элитное из всех тайных мышиных обществ. «Золотой миллион» – сердце нашей цивилизации. Впрочем, сегодня в восемь вечера вы всё узнаете сами. Не опаздывайте!

Миллион прекрасных, жирных, румяных мышей! Ровно в восемь Пик 2034-й помчался на встречу с избранными на всех четырёх лапах, хотя это строжайше запрещалось Уставом. И ворвался в небольшую комнату, где собралась от силы сотня мышей.

– Здравствуй, Пик 2034-й, – проскрипел с места председателя крохотный старичок, чей профиль был смутно знаком Пику. Кажется, он видел его на марках писем мышиной почты. Это же Пий Тринадцатый! Точнее, бледная старческая копия великого монарха.

– Но … «Золотой миллион», – пискнул Пик, и шерсть на его загривке вздыбилась от предчувствия грандиозной аферы.

– Золотой миллион мышей, ныне живущих и ушедших в мир иной. Вы 999999-й участник нашего, с позволения сказать, «Общества мёртвых поэтов», дорогой летописец. Все мы бессмертны только на бумаге. И то, что узнают наши потомки, порой зависит от тех, кто умеет придумывать истории. А вы это делать умеете – до меня доходили написанные вами свитки. Итак, приступим. Вы захватили с собой чернила?

 

Примечания

  1. речь идёт о книгах Александра Волкова («Волшебник Изумрудного Города» и др.) Главная героиня Элли и её сестра Энни вызывали королеву полевых мышей Рамину с помощью свистка.

Оцените прочитанное:  12345 (Голосов 3. Оценка: 3,33 из 5)
Загрузка...