Перед рассветом Чернильная ночь. Тихо хрустит поленьями костерок. Рядом с костром спит мальчонка лет десяти, завернувшись в плащ. Чуть поодаль, на коленях, спиной к огню стоит хмурый мужик — Улав — и тихо бубнит себе под нос: — …дай мне храбрости, чтобы изменить то, что я могу. Смирения дабы принять то, что я изменить не в силах. И мудрости, дабы отличить одно от другого1… Огонёк зябко ёжится от ветра, что уносит тихий шёпот во тьму. В грязных пальцах Улава зажат серебряный амулет в виде солнца. Цепочка обмотана вокруг запястья. Ветер стихает, а его голос продолжает шептать: — … принять то, что я изменить не в силах… Дёргает ушами сонная лошадь. *** Нога в сапоге резко добивает умирающий костёр. — Йона. Вставай. Грубо призывает Улав к спящему рыжему мальчонке. Тот вздрагивает, испуганно оглядываясь. Находит взглядом Улава. — Пора, — коротко сообщает мужчина и, прихрамывая, идёт к лошади. — Темно, тять… — бурчит мальчик, но мужчина не обращает внимания. Мальчик зябко вздрагивает пару раз, без эмоций глядя на исходящие дымом угольки. — ЙОНА! — грубо зовёт Улав и ребёнок поднимается, мученически скривив лицо. *** Косой дождь бьет в лицо Улаву, стекая по морщинистому лицу и струйками капая с бороды. Мужик упрямо идёт вперёд, сапогами меся грязь. Тянет за собой гнедого коня. К седлу привязаны две лопаты. Копыта вязнут в мягкой почве. По лужам конь тянет за собой связку заостренных жердей. За ними, по грязному следу вытоптанному Улавом и конём, плетётся мальчик. Обнимая себя руками он дрожит, сплёвывая навязчивую влагу с губ. — Тять, а почему они встают?.. — простуженным голосом спрашивает мальчик у спины. Улав идёт вперед, будто не услышал. Ещё немного подождав ответа, мальчик опускает взгляд. — Думаю… — спустя какой-то срок хрипло выдыхает мужчина, — …дело во вздохе. Мальчик заинтересовано поднимает голову, и ждёт продолжения. Чавкают мокрые ноги в земле. Спустя пару шагов, Улав будто нехотя, продолжает: — Дух человечий, со вздохом выходит. Когда тело мрёт, душу выплюнуть надо… а если нéкак выплюнуть… то она в теле гниёт. Улав втягивает носом воздух, и сплёвывает. — …потому висельники да топляки обратно воротятся… грязная душа покою не знает. *** Серое небо над кладбищем. Косой заборчик, с полсотни кривых крестов рядками. Дождь унялся, но тугая влага висит в воздухе. Улав останавливается у лысого деревца, хмуро оглядывая местность. — Бери лопаты. Жерди поближе достань. Мужчина подходит к седлу, скидывает к ногам мальчика лопаты и отвязывает верёвку с жердями. — Я коня поведу. Взяв лошадь под уздцы, Улав дёргает её в сторону кладбища, хмуро ведя к могилам. Подойдя к одному из бугорков, он поворачивается к коню и мозолистой рукой трёт ему морду: — Ну… с богом, Усман. Улав тянет верёвку. Конь дёргает гривой, и послушно ступает, куда ведут. Копыто мягко входит в податливую почву, и животное переступает могилу. Улав хмуро глядит в глаза коню и ведёт его дальше. Новая могила. Улав глядит то под ноги, то в морду зверю. Конь притормаживает, фырчит. Улав осторожно тянет… И эту могилу зверь перешагивает, топча землю. Третья могила. Конь делает шаг и ногой твёрдо упирается в почву, второй шаг не решаясь ступить. Улав внимательно смотрит на животное. Тихо тянет вперёд… Конь начинает движение, но, вдруг, дёргает ушами и упрямо пятится назад. Мужчина настораживается. Заматывает поводья крепче на руку, и уже с бо́льшим упрямством тянет коня. Зверь волнуется. Фырчит. Дёргает мордой. Поддаётся немного, и вдруг резко взбрыкнёт, с остервенелым ржанием. Из пасти, меж кривых зубов, валит пар. Паника нарастает, и лишь силой Улаву удаётся сдержать лошадь. — Здесь, — он кивает на выбранную могилу и сбивает ногой крест, — Вонзай жердь. *** Жердь почти во всю длину вогнана в могилу, прямо посередине. Улав с мальчишкой хмуро орудуют лопатами, с двух сторон. Мальчик устало выкидывает мокрую грязь из ямы. Одна лопата. Вторая… Третья лопата… Метал вдруг звякает обо что-то, и земля под лопатой начинает шевелиться. Парнишка вскрикивает, в панике выскакивая из могилы. Его едва не успевает схватить появившаяся оттуда рука. Следом за облезшей рукой, из-под земли выныривает лысая черепушка, щёлкающая в пустоте острыми зубами. Но вонзенная жердь не дает твари вылезти дальше. — Топор, тять, топором руби! — кричит мальчик, но Улав спокойно сплёвывает, и прикладывает к шее мертвеца лопату. — От ещё, топор на него… Он поднимает лопату и с яростным выдохом опускает. Шмяк. *** Вновь моросит дождь. Могилы растоптаны, в некоторых ещё торчат жерди. Улав и мальчик копают новую, пока конь мирно дёргает ушами, привязанный к старому забору. Лопата мужчины звякает. Он вздыхает, ногой отряхивая с новой черепушки землю. Мёртвая женщина, с перекошенным лицом и пустыми глазницами. Не шевелится. — Мёртвая, — недоумённо шепчет мальчик. Улав пинает труп. Челюсть с хрустом сворачивается, но реакции нет. Конь настороженно водит ушами. Улав хмурится. — Усман ошибся, тять?.. Тять? — Тихо! — огрызается мужчина, и откидывает в сторону лопату. Отряхивает руки, и, опираясь на жердь, вылезает из могилы. — Закопать надо… — запричитал мальчик, — Не дело глумиться… — Мёртвым плевать, — бурчит Улав, и голыми руками начинает копаться в отброшенной наружу земле. Его руки натыкаются на крест. Мужчина встает с крестом в руке, и влажной ладонью проводит по дереву. Грязь нехотя сползает оголяя два слова: «Роза» и «Ева». Глаза Улава испуганно расширяются, и он разворачивается к мальчику: — ЙОНА! Брызги грязи разлетаются во все стороны: из-под бока у трупа выпрыгивает нежить-младенец и хищным зверем кидается на ногу мальчику. Мелкие, острые зубки входят в бедро. Крик пронзает воздух. Лужу грязи разбавляет кровь. Ревя, будто медведь, Улав хватает лопату и метает её, целя в тварь. Младенца пришпиливает к земле и он начинает остервенело биться. Держась за ногу, мальчик пытается выползти из могилы. — Добей! — рычит на него мужчина, но мальчик плачет и стонет, — Добей, быстро! — Тять, больно… Улав зло сплевывает, прыгает в могилу, подбирает вторую лопату, замахивается… … не успевает: тварь вырывается и снова кидается, но уже на руки Улава. Быстро, зло, агрессивно клыки рвут плоть. Мужчина борется, пыхтит. На землю падают два окровавленных пальца. С криком, мужчина-таки скидывает с себя тварь. Та шмякается об землю, и Улав сапогом бьёт ей по голове. Нежить верещит, оглушая. Её крик пронзает воздух, заставляя дрожать само мироздание. Морщась, Улав снова и снова бьет каблуком, пока крики не затихают. Мёртвая тишина воцаряется на кладбище. Её прерывает лишь хриплое дыхание и тихий стон мальчика. — Тять… тять, прости… — стонет мальчик. Улав прижимает к груди покалеченные руки. — Тять… — Тихо!.. — мужчина поднимает ладонь, требуя тишины. Конь вдруг начинает взволнованно фырчать. — Ко мне, — командует Улав. Мальчик быстро подскакивает, и, прихрамывая, подбегает к нему, по пути неловко хватая лопату. Улав достает из-за пояса топор. Конь беснуется, дёргается. Пытается вырваться, фыркает. Шевелится земля у нетронутых могил. У одной, у другой, у третьей… грязные руки лезут наружу, пытаясь освободиться от плена почвы. Мальчик жмётся к Улаву. Тот перекидывает топор в здоровой руке. Хрипы, стоны и рев заполняют пространство со всех сторон. — Шею береги, — даёт последние наставления Улав, — Коль помирать, так человеком. Говорит и как зарычит зверем, яростно встречая топором особо прыткого мертвеца. Гнилая плоть разлетается ошмётками. Злой дождь все сильнее и сильнее бьёт по земле. Яркая вспышка и грохот. *** Дождь заливает кладбище. По земле раскиданы полуразложившиеся, обезглавленные тела. Текут кровавые ручьи в раскопанную могилу. Раскинув руки, на спине лежит Улав, пустым взором глядя в небо. Его горло порвано, в мёртвых пальцах — окровавленный топор. Опёршись на лопату, рядом стоит мальчик. Нога перевязана, переносицу рассекает порез. Лицо спокойно. В руке, на цепочке, болтается амулет в виде солнца. Он делает глубокий вдох и прикрывает глаза. — …дай мне смирения дабы принять то, что я изменить не в силах… Тело мёртвого младенца утекает в могилу вместе с потоком воды. Мальчик поднимает лопату и замахивается. — …храбрости, чтобы изменить то, что я могу. Лопата с чавканьем опускается вниз, отрубая голову Улаву. Сквозь прохудившиеся тучи неуверенно брезжит рассвет. Йона привязывает к седлу одну лопату и проверяет верёвку с жердями. Тянет за узду коня. — …и мудрости, дабы отличить одно от другого. Обсудить на форумеПримечанияМолитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера.