Волейбол

Аннотация:

Чья-то вина — это мяч, который можно перекидывать друг другу.

[свернуть]

 


Всякий из нас пред всеми во всем виноват.
 
(Ф. М. Достоевский)

Подача

Свисток. Правой рукой судья указал на шестую зону, затем левую вытянул в сторону гостей. Подача соперника. Гусев сжал зубы и про себя выругался – он был уверен, что мяч уйдёт в аут, даже Щагину дал сигнал, чтобы тот принимать не пытался. Но судья решил, что мяч остался в поле. Ошибка связующего1 стоила им одного очка, а Гусева бесили ошибки, особенно свои собственные. Им итак весь сет приходится грызть пол зубами2, и, если доигровщики ещё кое-как держатся, то либеро3 буквально валится с ног. Маленький и круглый, Щагин не мог претендовать ни на какую другую роль, кроме либеро, вот и носился по площадке, сам словно мячик-человечек, принимая одну подачу гостей за другой. Если в ближайшее время они не переломят ход игры и не перейдут в нападение, сдуется сначала Щагин, а затем вся команда.

Новый свисток. Яркое и горячее, словно ручной солнечный диск, обвинение с той стороны планером4 полетело к сетке. Гусев понадеялся было, что не перелетит, но опять ошибся. Красно-белые антенны5 засветились, пространство между ними потекло и разорвалось, пропуская атаку. Белый волейбольный мяч, едва не коснувшись сетки, словно через силу преодолел её и сразу же рухнул вниз. Взять планер прямо под сеткой – высший пилотаж, и Пименов его выполнил. Кое-как, но всё же сделал доводку, и даже почти в сторону Гусева. Сойдет. Не отрывая взгляда от находящегося в воздухе мяча, связующий на ходу решал, кому отдать пас. Михееву? Удобней всего, к тому же гвозди он вбивает6 стабильно. Но всю эту партию он ведёт себя как пришибленный. Глаза прячет, губы кусает, двигается, как буратино, которому папа Карло забыл колени сделать. Чуть ли не руки дрожат. Нет, Михееву нельзя, он видит. Гусев дал сигнал Якушеву и, прежде чем коснуться мяча, краем глаза успел увидеть, как тот пошёл на взлёт7. Дождавшись, когда соперники заметят диагонального и начнут выстраивать блок, он отправил пас Васильчикову, и тот сориентировался мгновенно. Удар — и мяч перелетает через сетку, жёлтым диском впечатываясь в пол на той стороне. Свисток. Отыграли подачу, наконец-то. Уже поменяв позицию, Гусев понял, что в первую зону смещаться как-раз Михееву.

— Только попробуй просрать мяч, — шикнул на него Гусев.

Михеев искренне зло зыркнул в сторону связующего, развернулся и, ничего не сказав, отправился подавать.

Старательно не глядя вперёд, за сетку, а только в пол, он долго делал дриблинг8. Каждый в команде понимал, что начинать вытягивать партию надо прямо сейчас, иначе Гусев их потом в порошок сотрёт. Свисток. Правую руку судья согнул в локте, разрешая подачу в сторону гостей. У Михеева всего восемь секунд, чтобы всё сделать правильно. Под строгим надзором с высоты судейской вышки, под одобряющие крики болельщиков на трибунах, под прицелом десятков камер он подбросил мяч вверх, начиная силовую подачу...

Говорят, судья уже пятнадцать лет в коме.

 

Блок

Тонкое летнее платье небесного цвета очерчивает изящную грудь, струится подолом по длинным ногам в такт танцующего движения бёдер. Девушка как будто светится изнутри. Яркой искоркой вторгается в серость буднего дня, затмевая собой всех вокруг. Легкая, воздушная, она словно летит над тающим от жары тротуаром — белым пёрышком, солнечным лучиком, голубым облачком над вечно недовольным миром.

Сергей любуется откровенно и беззастенчиво, хорошо, что за тонированными стёклами его не видно. Девушка перелетает через улицу и вот-вот упорхнёт в парк. Мужчина не может заставить себя уехать, а паркуется как можно ближе, только чтобы видеть её. Солнечный лучик гуляет с подругами, болтает с ними, смеётся, ест мороженое. Вот они устраиваются на скамейке напротив фонтана, а тот кристальными брызгами так и норовит дотянуться до неё, прикоснуться к её красоте, осветить своей радугой. Точёный колокольчик заливистым смехом отвечает нахальным каплям.

Две из трёх подруг, наконец, уходят по своим делам. Сергей делает глубокий вдох, выдыхает, успокаивая колотящееся сердце, и выходит из машины, громко захлопнув дверь. Вдруг лучик в голубом обернётся? Помощь дорогого коня представительского класса была бы кстати… И всё же звук тонет среди тысяч других резких нот огромного города. Девушка слышит только журчание фонтана, щебет птиц и голоса подруг. Но мужчина отступать не станет. Шаг за шагом, упорно, настойчиво преодолевает он страшное расстояние, приближаясь к скамейке, к своему счастью. Она замечает его только тогда, когда он нагло усаживается рядом, поправив подол её платья. Чем он хуже капли?

— Девушка, я вот уже битый час не могу придумать повод, чтобы с вами познакомиться. На работу давно опоздал. Давайте обойдёмся без этих формальностей? Меня Сергей зовут, а вас?

Чуть дрогнувшей рукой наглец протягивает лучику визитку. Девушка ёжится и краснеет, коротко смотрит на него, но всё-таки берёт кусок дизайнерского картона. Крутит между пальцами, не читая, и тихо отвечает:

— Катя…

 

Доводка9

Гусев пришёл в волейбол поздно. В таком возрасте обычно играют в любительском клубе по вечерам, но толковый тактик быстро сумел доказать, что его место в настоящем бою. Немолодым связующим и в профессиональной команде никого не удивишь – всё контролировать, быстро решать и грамотно пасовать уметь надо. А мозг обычными тренировками не накачаешь, тут или опыт за плечами огромный, или соображаловка от природы.

— Слушай, Гусев, — стягивая тайтсы, Пименов решил, что сейчас самое время вновь попытаться наладить отношения в команде, — ты кого чаешь увидеть на той стороне?

Громкий хлопок дверцы шкафчика был ему ответом. Другого, впрочем, от связующего и не ждали. Обычно он уходил молча, не принимая никакого участия в жизни команды, кроме тренировок и «боёв», но в этот раз всё же остановился у самой двери и едва разборчиво пробурчал:

— Никого.

— Да ну, — Пименов, кажется, обрадовался даже такому ответу, — все знают, что если никакой связи нет, то игра вообще не начнётся. Соперник не явится.

Команда в полном составе попрятала глаза, начав срочно укладывать свои вещи, излишне старательно разглаживая каждую складочку. Если бы в раздевалке оказался утюг, к нему бы наверняка выстроилась очередь. Включая тех, кто этим бытовым прибором пользовался так часто, что даже не знал, с какой стороны он нагревается. Но Гусев не был бы Гусевым, если бы его можно было так легко подловить.

— Хрень.

— То есть ты хочешь сказать, что пришёл в лигу из любви к волейболу? — Спортивный характер Пименова тоже не признавал слова «сдаться».

Щагин и Васильчиков прыснули, Якушев исподлобья уставился на Гусева, и только Михеев остался равнодушен к разговору, продолжая созерцать шнурки на своих кроссовках. С тех пор как он пробил эйс10, счёт начал выравниваться, позволив им соскочить11. Хотя победа, кажется, мучила его даже больше, чем сама игра. Пименов пожалел, что не взял с собой подаренный женой коньяк, но дежурная бутылка водки у него в ящике точно была.

— Из сострадания, — Гусев обернулся и карикатурно улыбнулся, обнажив безупречно белые зубы, — вы задолбали на дне турнирной таблицы висеть. Надо же было кому-то начать вас тащить.

Пименов хмыкнул. Якушев опустил глаза. Щагин с Васильчиковым вернулись к усердному укладыванию вещей. Михеев не отреагировал – шнурки не отпускали. Спорить с Гусевым было бессмысленно. С его появлением команда действительно начала ползти вверх по таблице, медленно, но неотвратимо приближаясь к лидеру лиги – команде Мексики. Вот только когда тебя тянут за волосы вверх – это больно, даже если тем самым из болота спасают.

 

Свеча12

— Серёжа…

Тёплое облачко обволакивает со спины, прижимаясь. Просыпаться совсем не хочется, хочется лежать вот так, на животе, под тяжестью женских рук, под мягкостью груди, забыв обо всём. Вселенная существует только здесь и сейчас – вот она, накрытая одеялом, подсвеченная нежностью, пахнущая лавандой и Катей.

— Серёж…

Ласковые пальчики щекотят затылок. Промямлив что-то бархатно-сонное, Сергей поворачивается к жене и даже открывает один глаз.

— Что, Лучик? Пора вставать?

Катя улыбается, украшая мир вокруг, лукаво щурится, кивает. Длинные русые волосы рассыпаются по подушке, добавляя сходства с распустившим нарисованные детской рукой лучи солнышком.

— Вечером на концерт придёшь?

Танцы для Кати – всё. Жизнь, дыхание, воздух, душа, любовь. Она танцует так самоотверженно и беззаветно, как будто каждое выступление для неё – главное, последнее, и нельзя не выложиться до конца. Нужно, дóлжно успеть рассказать за эти минуты всё. Выразить целый мир, все эмоции, переживания, чувства. Заставить восхищаться, любоваться, плакать даже самого искушённого зрителя в зале. Всё её существо переполнено танцами настолько, что Сергей удивляется, как же ему вообще удалось отвоевать для себя хоть немного места? Уместиться в Катином сердце где-то между па и антре. Или как их там…

— Угу… — Сергей для убедительности кивает, — разгоню всех с совещания к чертям собачьим и приду.

— Ну, Серёж… — Катя почти обиженно надувает губки, — ты же знаешь, как для меня это важно.

Вишнёвые губки заставляют его открыть второй глаз. Если она ещё и потянется так, как умеет, по-кошачьи, то ни о чём другом он уже думать не сможет. И совещанию точно придёт конец. А то и целому рабочему дню.

Как будто прочитав его мысли, Катя начинает тянуться.

— Пе-ервое выступление на конкурсе. Я к нему столько лет шла…

Да ладно, в конце концов, директор он или нет? Начальство не опаздывает, оно задерживается.

Разговаривать дальше становится несколько проблематично. Кажется, ему надо сказать Кате что-то важное, срочно.

Не сейчас.

 

Морита13

Это был очень простой мяч. Совершенно детский, медленно и предсказуемо летящий, бери — не хочу. И Щагин не взял. Какого чёрта?

Гусев пригляделся. На той стороне, в зоне подачи, стояла какая-то старуха. Сухая и сморщенная, как выжатый лимон, в идиотском беретике на седых волосах, собранных, по случаю игры, в тощий белый пучок. Обернулся на Щагина. Тот вёл себя как дерево14: двигался невпопад, руками размахивал, что-то шептал под нос…. Как будто одной полноты мало, чтобы не походить на волейболиста от слова совсем. Дав сигнал судье о тайм-ауте, Гусев подошёл к Щагину и на ходу, без замаха, заехал ему в челюсть.

— Слабак! — Не сказал, а выплюнул связующий, — от старухи мяч не смог взять!

Щагин шмыгнул и разревелся.

— Я не виноват! Это... это... это... бабушка...

Призракам не нужны ни скорость, ни техника, ни физические данные, чтобы играть. Сила и сложность подачи зависит от степени вины, которую испытывает перед мёртвым соперником живой игрок. От степени обиды, с которой ушёл на ту сторону умерший. Настоящих волейболистов в лиге призраков ждут с распростёртыми объятиями – хорошая техника и физическая подготовка дают большую фору. Но решающим фактором для приёма в команду всегда была связь с потусторонним миром. Именно она дала место в лиге таким спортсменам, как толстый, но шустрый Щагин, медлительный, но с мощным ударом Якушев, не слишком техничный Васильчиков или поздно пришедший в волейбол Гусев. Воротилы от бизнеса зарабатывали миллиарды, снимая и показывая матчи, в которых игроки боролись за очки не друг с другом, а с призраками прошлого, чужого или своего. Последнее было особенно интересно – букмекеры принимали ставки буквально на каждую подачу, а не только на сам факт, будет ли в команде соперника «свой» призрак. И сейчас Щагин своей истерикой отрабатывал миллионы просмотров, лайков и гонораров.

— Соберись! — Гусев сделал замах, но бить не стал, со злым удовлетворением наблюдая, как съёжился напуганный либеро, — это всего лишь мёртвая старуха! А ты живой, взрослый мужик!

Щагин посмотрел на связующего так, как будто впервые увидел. Будь это профессиональная лига, Гусев бы просто отправил либеро на скамейку, поставив вместо него второго блокирующего, и они спокойно играли бы дальше по классической схеме пять-один. Но в этой игре были свои расстановки, только шесть человек и никаких замен. Вокруг собралась вся команда, и надо было срочно что-то решать.

— Чего уставились? — Гусев накинулся на остальных, — заборы ставим15! Там половина игроков – ручные16! Поджигаем шнурки17, зачехляем18, атакуем волнами19!

Пименов покачал головой, но ничего не сказал. Развернулся вместе с другими и вернулся в свою зону. Только Щагин остался на месте — он сегодня не игрок. Насчёт тактики связующий скорее всего прав, а насчёт остального.… Играть против незнакомых белёсых фантомов, отрабатывая чужие ошибки, отбиваясь от неведомых обвинений, — ещё куда ни шло. Но когда соперник буквально выводит из игры одного из живых, а бывает, что и двух, и заменить их нельзя… А ведь чем выше рейтинг команды, тем больше вероятность встретить среди гостей кого-то из «своих».

Свисток. Жёлтый светящийся диск планером полетел к сетке.

Диг20

Катя танцует. Нет, не так — она заполняет всю сцену, разрезает её, ураганом закручивает вокруг воздух, свет прожекторов, внимание зрителей. Каждую молекулу, каждый атом, волну, частицу. Словно великий маг, она создаёт целый мир, погружает в него, влюбляет, а затем разрушает. Заставляет чувствовать всё: любопытство, восхищение, радость, гнев, печаль, скорбь. Поджигает, раздувает, тушит, замораживает, уничтожает, возрождает и влюбляет снова. Отдавая себя целиком, она живёт здесь, только здесь и только сейчас.

Сергей сидит за одним столом с остальными членами жюри. Почётное место для спонсора, всего лишь дань уважения к его фирме, и только. На судьбу конкурсантов он не влияет, и не хочет этого – просто не нашёл другого способа вырваться с работы. Недопоставки, претензии, совещания, встречи. Недавно он выбил из отдела маркетинга программу по поддержке талантов, убедил, что имя фирмы, связанное с меценатством, станет лучшей рекламой. И всё только для того, чтобы порадовать Катю, заслужить её улыбку, благодарный поцелуй. Он ведь совсем не разбирается в танцах: для него что вальс, что шаффл — на одно лицо. И сколько бы девушка ни пыталась его учить, показывать непохожие движения, совсем разный ритм, единственное, что смог понять Сергей: некоторые танцуются в паре, а некоторые – нет.

И всё же он нашёл выход, как перестать чувствовать себя совсем уж чужим на этом торжестве искусства. Сколько бы ни говорилось о голодных художниках – деньги нужны всем. Особенно фестивалям и конкурсам. Хорошо, что у него своя фирма. Прекрасно, что можно прикрыться спонсорскими делами и свалить от всех дел к своей Кате. Полюбоваться ею на сцене, поймать завистливые взгляды, и восхищённые тоже. Он немного ревнует её к этой жизни, к сцене, к этим взглядам, но мирится, а как же иначе?

Приходится ставить оценки. Так, для прикрытия, ведь он не разбирается в танцах, он просто спонсор, балласт за столом. Обычно он срисовывает оценку кого-то из соседей или ставит нечто среднее, для маскировки. И вот, Катя закончила выступление, но в целом свете не найдётся сухих цифр, достойных его драгоценного Лучика. Только взгляды жюри отчего-то сердиты, они медлят с оценками, словно чего-то ждут. Смотрят искоса, упрекающе. Конечно, он хочет ей победы, разве это запрещено? Но нет, он не станет ни на кого давить, хоть он и спонсор.

Он мог бы поставить ей не только высший балл, а собрать все звёзды с неба. Разве может что-то значить простое число? Её талант пробьется и так, ведь даже Сергею он очевиден. Он тянет руку к экрану и ставит «один», и теперь никто не сможет обвинить его в предвзятости. Он не видит, как удивленно кривятся, взлетая, брови соседей, как один за другим, каждый из них, занижает следом свою оценку.

Пока не видит.

 

Стопка21

Всхлипывания в раздевалке никак не прекращались. Пименов влил в Щагина уже полбутылки, но чем больше водки оказывалось в добродушном пухляше, тем длинней и бессвязней становилась его история.

— А я так злился на неё, так злился! Ну вечно же не вовремя звонит! Каждый день! И болтай с ней три часа о какой-то фигне!

Васильчиков успокаивающе похлопывал либеро по плечу. Якушев сидел с другой стороны, теребя снятый с одной ноги наколенник и молча слушая. Михеев стоял над ними, опёршись на шкафчик, время от времени кивал и прикладывался к бутылке. Пименов руководил процессом, задавая наводящие вопросы и следя за уровнем водки в крови каждого.

— Ну вы же знаете этих стариков! — продолжал Щагин, — это покажи, то расскажи, это купи, то почини, здесь помоги, девушку найди, на выходные приедь... а у меня своя жизнь!

И только Гусев спокойно переодевался в дальнем углу.

— Я её постоянно сбрасывал! Сбрасываю – а она звонит! Я говорю: я занят, — а она опять звонит! Я снова сбрасываю!

Собрав вещи, Гусев хлопнул дверью шкафчика и быстрым шагом отправился на выход, мимо пьяного сборища уставших игроков.

— А потом номер незнакомый какой-то… я говорю алло… а мне говорят… говорят… нашли… три дня дома лежала… мёртвая…

Невнятная речь с жалобными всхлипываниями перешла в пьяные слёзы.

— Ревёшь, как баба, — бросил на ходу Гусев.

Что-то больно врезалось в плечо. Это Пименов перегородил дорогу. Наклонился, сверля глазами, почти в упор.

— Дерьмо ты голимое, Гусев, — тихо, но чётко прошипел он. — Связующий – от Бога, а как человек – дерьмо.

Словесная подача попала в блок. Тот даже бровью не повёл, только посмотрел на помеху снизу вверх. Но так, как будто это он был выше. И правее.

— Да ну? — хмыкнул Гусев, сузив серые глаза. — Я что, один за деньги играю? Всем платят. Так чего истерить? Здесь раздевалка, трибуны со зрителями остались там.

Связующий указал в сторону площадки, и, в полной тишине, не замечая тяжести пяти пар глаз, вышел, захлопнув за собой дверь.

 

Дужка22

Дома так темно и тихо, что Сергей решает – Катя ещё не пришла. Не зажигая ламп, кроме одной, устало стягивает ботинки, кидает в угол, проходит на кухню. Ставит на стол бокал, поворачивается к графину, и вздрагивает: у открытого окна спиной к нему неподвижно стоит безмолвная тусклая тень.

— Лучик? — Растерянно говорит он. — Что ты... Я думал, ты ещё там.

Штора, тронутая ветром, кажется живее женской фигуры рядом. Тикают часы на стене – их подарила тёща на свадьбу. Слишком громкие, с глупыми вычурными вензелями, совсем не вписываются в интерьер, но не обидишь же Катину маму. Глядя в черноту ночи, покрытую россыпью ярких точек чужих окон и уличных фонарей, жена произносит:

— Конкурс закончился.

Всё так же, стоя спиной к нему. Не голос – шелест, отчуждённый, глухой.

— Разве? Первый тур только... — слова застревают, как чёрствый сухарь. Что-то не так.

Почти пируэт. Стремительный, яростный, резкий, но всё же танцующий, разворот. Сначала кажется, что её глаза светятся, но это в слезах отражается горящая в коридоре лампа.

— Первый тур! И последний! Как ты мог?!

Изящной женской рукой гнев сметает бокал со стола. Тот извергается осколками, столкнувшись с плиткой на полу.

— Мог что? — злится Сергей. — Я там был! Ты хотела, чтобы я пришёл, и я нашёл способ!

— Один балл! Как ты мог поставить один балл из десяти? Думал, я не узнаю, кто меня засудил?

Место в жюри для спонсора. Он забыл сказать Кате, посоветоваться. Можно было не приезжать, справились бы и без него, но другого повода выбраться с работы не нашлось.

— А сколько я должен был поставить? Десять? Чтобы все решили, что я купил своей жене этот конкурс?

— Зато теперь все решили, что твоя жена – неудачница, которую муж хочет запереть дома! Из первого тура вылетают только школьницы-неумёхи, ты мог поставить хотя бы два! Два! Два… два… два… из десяти… этого бы хва...тило…

Последние слова не разобрать – они захлёбываются, тонут в слезах. Катя закрывает лицо руками и падает на колени, в осколки.

— Кать… ну прости… я не знал… не подумал, что вообще повлияю… — Сергей пытается её поднять, прижать к себе, удержать в объятиях содрогающиеся от рыданий плечи. — Это всего лишь дурацкий конкурс, будут другие... ну, Кать...

Тикают часы, от слёз мокнет рубашка, от крови – платье и пол.

Не всё получается простить.

Откидка23

Пименов никогда не спорил с Гусевым. В спорте, как и в бою, хороший солдат не станет возражать своему командиру, потому что знает: это прямой путь к поражению. И неважно, кто прав, а кто нет, важен сам факт. Что бы ни случалось, как бы ни был с ним не согласен – молчи и исполняй приказы, а там время покажет. С плохого командира, приведшего своих людей к провалу, всегда найдётся, кому спросить. А вот победителя, каким бы он ни был, не судят.

Блокирующий прекрасно знал своё амплуа, как и то, что слово, жест или знак связующего на площадке – закон. Хотя не раз и не два ему хотелось врезать тому по морде. Но каждый раз он терпел и исполнял, ожидая конца матча. За которым обычно следовала победа и становилось не до разборок. Потому что выходило, что Гусев прав. Нужно относиться к жёлтому диску как к простому мячу. А к тому, кто его отправил – как к спортсмену. Не думать о том, почему этот призрак появился на площадке, кто мог причинить ему такую боль. Что именно он хочет сказать, вернуть с того света назад, к людям. Пименов и сам старался абстрагироваться во время игры от соперников, не рассматривать их, не пытаться понять. Получалось не всегда, это и было главной сложностью в их особенном волейболе.

— Гусев, погоди! — Пименов догнал его уже довольно далеко, на улице. — Извини, я погорячился.

Связующий остановился, но отвечать не стал. Опустил голову и уставился куда-то вниз, себе под ноги. Как будто сухой пожелтевший лист под его кроссовкой показался ему самой интересной вещью на свете.

— Я понимаю твою позицию, — продолжил Пименов, — нельзя расслабляться, позволять эмоциям брать вверх, иначе грош нам цена как спортсменам. Бойцам фронта живых, — усмехнулся блокирующий. — Но и ты пойми. Все мы люди, и все через это проходим. Рано или поздно, обязательно. И со мной было когда-то. Давеча — с Михеевым. Теперь вот Щагин…. Он вообще не из спорта, не тот характер, так что ему тяжелее других. Нельзя же так с людьми. Нужно помочь, поддержать. Выслушать хотя бы. Но не бить же!

Пименов попытался заглянуть в глаза Гусеву, но тот слишком хорошо их прятал. Они у него, вообще, какого цвета? Столько вместе играют, а он даже не знает.

— Многие не выдерживают, — надежда была всё еще жива, плескалась где-то в карих глазах блокирующего, — иначе бы состав команды не менялся годами. Очень уж хорошо платят. — Широкие скулы Пименова снова двинулись, попытавшись изобразить усмешку, но вышло чересчур наиграно.

Блокирующий замолчал, ожидая ответа. Хоть какого-нибудь.

— Ничего ты не понимаешь, — глухо сказал Гусев и двинулся вперед. Сухой лист под его ногой хрустнул, разломившись пополам.

Больше догонять Пименов связующего не пытался.

 

Мельница24

На полу валяются вещи. Старые и новые, из шкафов и корзины, целые и разорванные, вперемешку. Осколки посуды, сломанные часы, деньги, много бумажных денег, снятых со счёта. Сергей хотел купить Кате машину. Драгоценности, модные платья, танцевальную студию, миллион алых роз. Всё, что захочет. Но по магазинам она не ходила, а на картинки в интернете равнодушно пожимала плечами. И тогда он принёс деньги в сумке. Пусть смотрит, думает, решает. Простит, наконец, а то он уже порядком устал.

Долгий и тяжёлый день заканчивается глубокой ночью. В гостиной включён телевизор, в ванной капает вода. Сергей обещал приехать пораньше, но снова не смог. Он проходит на кухню, потом в спальню, заглядывает в шкафы, находит открытые, наполовину пустые чемоданы. Хотела уехать, но передумала. И то хорошо. А проблему он как-нибудь решит. Он привык решать любые проблемы.

С того злополучного конкурса ничего не наладилось. Катя перестала танцевать. Говорила — не получается. Как будто кто-то выдернул провод из розетки, и пропал сначала высокий ключ, а сразу за ним — контражур. Лучика не стало, вместо него остался негатив, молчаливая сумрачная фигура с внешностью Кати и пустотой внутри. Где она?

Вода бесшумно переливается через порог открытой двери. Нет ни света, ни отблеска, ни отражения, в темноте ванной комнаты ничего не видно. Нащупывая на стене выключатель, Сергей переступает порог, нога погружается в воду почти по щиколотку, носок и тапок сразу же промокают насквозь.

Щелчок, загорается свет.

В первое мгновение он щурится, ничего не видя, не понимая. Вода обступает его, вязкая, медленная, розово-тёмная. Катя лежит в ванной, в купальнике, по грудь в потемневшей от крови воде. Голова уткнулись в бортик, одна рука свесилась за него, запястья разорваны тупым кухонным ножом в лохмотья, до самого локтя, вдоль. Багровые капли стекают по ладони и с кончиков пальцев падают вниз.

Кап...

Кап...

Кап...

— Лучик…

Очко

— Итак, дамы и господа, мы слышим свисток судьи. Мы видим его появление, а значит, матч состоится! — воодушевлённо вещает комментатор. Кроме крупных телеканалов, игру транслируют сразу несколько популярных видеоблогеров, каждый – с парой миллионов подписчиков.

— Впервые наша команда вплотную приблизилась к самой верхушке мирового рейтинга, а сегодняшняя победа сделает их абсолютными лидерами!

В этой лиге сборные разных стран не играют между собой. В зачёт идут только победы над потусторонними соперниками, неявка которых засчитывается как техническое поражение команды живых. Поэтому такие матчи играют без замен, с проверенными на сверхъестественную связь игроками, и появление каждого нового спортсмена с нашей стороны – событие.

— И вот сейчас, уважаемые зрители, вас ждет одно из самых красивейших и загадочных зрелищ: на чужой половине поля один за другим начинают появляться гости с того света!

Объяснения этому феномену найдено так и не было. По слухам, пятнадцать лет назад, перед началом рядового регионального матча, сломался замок в раздевалке малоизвестной волейбольной команды. Пока игроки искали выход, пытаясь избежать поражения за неявку, на их половине поля, в порядке номеров, горящих на призрачной одежде, с правильной волейбольной расстановкой, перед соперниками появились призраки. И судья, недавно попавший в аварию. Говорят, именно так и состоялся первый матч в лиге.

— Посмотрите, вы только посмотрите на это! А пока десятки камер и программ распознавания лиц пытаются выяснить имена гостей и их прижизненную биографию, я представлю вам нашу сборную.

Комментатор нажимает на кнопку заглушки микрофона и привычным движением, не глядя, за долю секунды делает глоток воды. Все постоянные зрители лиги знают имена членов команды наизусть, но настолько рейтинговый матч смотрят не только они.

— Сегодня за всех нас, живых, играют: центральный блокирующий, он же самый высокий волейболист в команде – Михаил Пименов! Очень опытный игрок, скажу я вам, один из самых опытных в лиге. Доигровщики, фланги нашей команды – Владимир Васильчиков и Николай Михеев! Все трое пришли в лигу из профессионального волейбола, они костяк сборной. Диагональный – Алексей Якушев, настоящий силач, обладатель самого мощного удара с задней линии, которому завидуют профессионалы! Наш оплот и защита, наш либеро, успевающий всегда и везде – Владимир Щагин! Ну и наконец, мозг команды, легендарный связующий, во многом благодаря которому мы все получили возможность собраться сегодня здесь, на таком представительском, не побоюсь этого слова, матче, – Сергей Гусев!

Зал взрывается аплодисментами. Сквозь шум и крики с трудом пробивается звук свистка. Судья, сам почти призрак, но ещё живой, подбрасывает мяч свечой, чтобы разыграть право первой подачи.

— До начала матча есть минутка, и я расскажу вам, друзья, о Сергее Гусеве. Профессионально спортом он не занимался, а был владельцем крупного бизнеса. В один прекрасный момент продал его, нанял сразу несколько тренеров, и вот результат, как говорится, налицо! Успешный человек успешен во всём! Сергей не только стал прекрасным волейболистом со сложным ампула связующего, но и помог своей команде добраться до второго места в мировом рейтинге! Браво, Сергей!

Свисток. Судья вытягивает левую руку в сторону гостей, открытой ладонью к полю. Почти сразу звучит второй свисток, и та же рука сгибается в локте, указывая в сторону живых. Мяч у соперника, подача разрешена.

— Первый сет начинается! Счёт по-прежнему ноль-ноль! — комментатор снова глотнул воды, не стоило налегать на жареную картошку перед эфиром. — Подача гостей, а на подаче у нас… то есть у них… вот мне прислали результаты распознавания… Ого! Сегодня нас ждет увлекательнейшая игра, скажу я вам! Очень захватывающая! На подаче у нас Екатерина Гусева!

Ослепительно-яркий солнечный диск, словно ракета, устремляется в сторону живых. Вот он разрывает пространство над сеткой, между антеннами, и белым волейбольным мячом обрушивается в середину поля. Эйс. Свисток. Очко.

— Не могу поверить! Наши ребята словно приросли к полу! Или забыли, для чего вышли к сетке? Никто даже не попытался принять мяч! Похоже, если связующий не справится со своим призраком, команду живых ждет поражение! Поддержим же Сергея, друзья!

Толпа на трибунах, поколебавшись, начинает скандировать: «Сергей! Стреляй!25», «Сергей! Стреляй!». Свисток. Рука судьи снова сгибается, указывая на живых. И опять жёлтый диск с огромной скоростью мчится в их сторону.

— Пименов и Васильчиков пытаются блокировать… мяч проходит встык26… отлетает куда-то на заднюю линию… какой хитрый мяч! Щагин молодец! Ныряет под него рыбкой и поднимает вверх! Михеев! Это второе касание! Надо гасить27! Якушев!

Свисток. Очко.

— Ии... мяч уходит в аут. Даа, сразу видно, какой силой обладает этот спортсмен…

Трибуны продолжают скандировать имя связующего, до сих пор не сдвинувшегося с места. Откуда-то появляются расписанные вручную маркерами и помадой плакаты с его именем. Свисток. В воздухе жёлтый диск.

— Мяч проходит мимо рук блокирующих! Щагин! Щагин на приёме! Михеев! Васильчиков! Ну, как говорится, сколько не атакуй, а счёт ноль – три.

Пименов просит у судьи тайм-аут. Со стороны видно, как вся команда собирается вокруг Гусева. О чём говорят, не слышно, только связующий молчит.

Свисток. Тайм-аут окончен. Новый светящийся диск, отправленный тем же подающим, с огромной скоростью летит в сторону живых.

— Пименов блокирует! Мяч на половине гостей! Жаль, зачехлить не удалось… доигровщики призраков… мы их пока не распознали… удар! Щагин принимает! Пас Сергею! Какую комбинацию он выберет? Да что ж такое?! Это не пас партнёру по команде, это пас кому-то на трибунах, господин Гусев!

Аут. Свисток. Очко. Трибуны ревут. Блогеры взахлёб матерят связующего.

— Пятая подача! Пятая подача подряд у соперника! Но когда-нибудь это должно закончиться? Мяч в воздухе! И… сетка! Сетка приходит на помощь нашей команде... Как бы то ни было, а право подачи наконец-то у нас… Справится ли Сергей? Внимание миллионов болельщиков приковано сейчас к экранам!

Камеры старательно дают крупный план Гусева. Это самое интересное для зрителей. Бледное лицо, сжатые до хруста зубов челюсти. Подающий сейчас сам похож на призрак. Дриблинг затягивается. Свисток. Вытянутую правую руку судья сгибает в локте, показывая направление в сторону гостей. У связующего восемь секунд, чтобы обвинить в ответ.

Мяч взлетает вверх…

…и падает назад, в зону подачи, откатываясь прочь.

Трибуны взрываются. Гусев валится на пол и бьётся в истерике. Свисток. Судья опускает руку и проводит ладонью снизу вверх, показывая ошибку при подаче. Затем достаёт жёлтую карточку. Команда бросается к своему связующему, собираясь увести его с поля. Сквозь крики и шум, свистки, гудки и ругань, над пятитысячной площадкой повисает вой:

— Ка-аатя-ааа!

Якушев хватает Гусева под руки, Михеев помогает удержать. Щагин с Васильчиковым успокаивают, что-то шепчут, похлопывают, даже поглаживают. Пименов пытается переговорить с судьёй, но жёлтая карточка никуда не исчезает. Сергей продолжает вырываться.

— Каа-тя! Катя про-стии…

— Нда… — растерявшись в первую секунду, комментатор быстро приходит в себя, — что ж, матч обещал быть интересным, и наших ожиданий не обманул. Остаётся позавидовать столь дружеским отношениям в команде. Играя впятером, даже временно, на победу, конечно, рассчитывать трудно. При таком-то сильном сопернике... Эх, а какие были шансы! Но ребята не сдадутся, и будут бороться до конца, я в этом уверен! Шоу продолжается, дамы и господа, шоу продолжается!..

Под белым светом прожекторов, на глазах у тысяч людей на трибунах, у миллионов за экранами, едва удерживаемый товарищами, рыдает сломленный человек. Отделённая границей иного света, пропастью непонимания, с другой стороны стоит прозрачная, лёгкая, воздушная девушка в голубом платье. Её волосы собраны в густой русый хвост, в глазах застыли ледяные сапфиры, но руки справляются с горящим диском играючи, сами собой. Их связывают галдящие толпы, слепящие вспышки бесчисленных камер, разметка площадки, волейбольные правила и мяч. И судья на вышке, хрустальным навесным мостом повисший между мирами.

 

Примечания

  1. Связующий (разводящий, распасовщик, пасующий, пасер) — соединительное звено между защитниками и нападающими. Игрок, ответственный за тактику и проведение комбинаций.
  2. Грызть пол зубами — активно защищаться, в том числе вынужденно.
  3. Либеро — «свободный» игрок, основной защитник, работает только на приём мяча (атаковать, блокировать, подавать не может). Свободен меняться позициями с любым другим игроком неограниченное количество раз, для того чтобы всегда оставаться там, куда летит отправленный соперником мяч. Носит форму отличного от основной команды цвета.
  4. Планер — мяч, летящий очень низко, с минимальной скоростью, по неустойчивой, труднопредсказуемой траектории.
  5. Антенны — два гибких стержня, расположенные на противоположных сторонах сетки и возвышающиеся над ней на 80 см. Ограничивают игровую зону, помогают определять, была ли задета сетка.
  6. Вбить гвоздь — выполнить настолько сильный атакующий удар, что принять его команде соперников становится физически невозможно.
  7. Взлёт — высокий прыжок для атакующего удара сверху. Пойти на взлёт — начать разбег для прыжка.
  8. Дриблинг — постукивание мяча о пол при подготовке к подаче.
  9. Доводка — приём мяча с одновременным пасом его связующему.
  10. Эйс — подача, которая сразу принесла очко.
  11. Соскочить — выиграть партию или матч в явно проигрышных условиях.
  12. Свеча — пас, подача или удар, отправившие мяч по высокой дуге, почти вертикально вверх.
  13. Морита — обманный удар, когда нападающий делает вид, что идёт на взлёт и будет пробивать с высокого паса, но в последний момент останавливается и бьёт с низкого паса.
  14. Дерево — игрок с плохой техникой.
  15. Ставить забор — организовать сложный для атакующих групповой блок.
  16. Ручной игрок — атакующий, чьи удары легко заблокировать.
  17. Поджечь шнурки — отбить мяч при помощи блока так, чтобы он отскочил в ноги нападающим.
  18. Зачехлить — выиграть очко блоком.
  19. Волна (прямая, обратная, смешанная) — серия атакующих комбинаций, начинающихся с паса связующего, когда на атаку выходят сразу 2–3 нападающих. Суть — до последнего скрывать от соперников, кто именно будет бить по мячу.
  20. Диг — поднятие мяча в воздух тыльной стороной ладони. Как правило, уже почти с пола, поднырнув под него «рыбкой».
  21. Стопка — короткий и быстрый пас своему нападающему по центру, высотой около полуметра. Используется для скоростной атаки, чтобы соперник не успел поставить блок.
  22. Дужка — нападающий удар, совершённый игроком задней линии с быстрого паса. Суть — диагональный игрок как будто временно меняет своё амплуа, атакуя так, как это обычно делают игроки первой линии.
  23. Откидка — пас мяча с флангов партнёру в центр.
  24. Мельница — обманный удар, когда нападающий на взлёте заносит для удара одну руку, но проворачивает её, а по мячу бьёт другой рукой.
  25. «Стреляй!» — призыв атаковать сильным ударом.
  26. Удар встык — мяч попал в место соприкосновения рук двоих блокирующих игроков. После этого он непредсказуемо может отлететь в любую сторону.
  27. Гасить — совершать сильный атакующий удар. В волейболе возможно не больше трёх касаний мяча игроками одной команды (блок не считается), третье касание всегда должно отправлять мяч на сторону соперников.

Оцените прочитанное:  12345 (Голосов 8. Оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...