Максим Строгонов, Софья Ким

Паркизин и пять полос бурундука

На земле пахучей реки проживала семья нивхов. Отец ловил рыбу, мать содержала очаг и растила единственного сына, которого звали Паркизин, что означало «сам себе хозяин». Сын рос жадным, ленивым, у него не было друзей. Часто бродил Паркизин по лесу, запоминал наиболее ягодные места, никого не подпускал к ним и никогда не благодарил духа земли за дары леса.

Дошел слух про жадного мальчишку до великого Бога Курна, и тот послал духа земли Пал-Ызнга проучить жадину. Однажды, когда мальчик собирал ягоды на самой большой поляне, к нему явился сын духа земли в образе медведя-шатуна. Медведь, шатаясь, подошел к мальчику, который жадно поедал ягоды, протянул свою большую лапу для лакомства. Паркизин, жуя ягоды, поднял глаза на медведя, но жадность была сильнее страха. Он быстро набил рот собранными ягодами и отвернулся от медведя. Сына духа земли переполнил праведный гнев. Медведь поднял свою лапу и ударил жадину по спине, оставив на его спине пять глубоких борозд. Медведь издал страшный рык, от которого зашатались верхушки деревьев, задрожала земля и заплескалась вода в речках. Мальчик, упав на землю, от страха и боли стал зарываться в землю, не выпуская собранные ягоды. Долго и безуспешно искал медведь мальчика. Наступила ночь, и медведь, рыча, ушел восвояси.

Долго пролежал Паркизин в земле, очнулся и стал выгребаться наружу. В свете луны стал отряхивать от земли свою одежду и увидел, что вместо рук у него маленькие лапки то ли мышки, то ли бурундука, вместо одежды шерсть, а на голове нащупал маленькие ушки. В ужасе он побежал домой, бросив свои ягоды. Забежал в жилище и прилег на свое место рядом с очагом. Мать мальчика, обеспокоенная долгим отсутствие сына, не ложилась спать. Она подошла к очагу и увидела маленького бурундука на спальном месте сына. С руганью схватила она его и вышвырнула из жилища. «Ай-я-я! Дурная женщина! Я ж твой сын!» - пищал бурундук, кувыркаясь по траве.

Царапины на спине кровоточили, слезы обиды текли по обвислым щекам. Наконец он наткнулся на поляну, поросшую высокой травой, нашел пенек, вырыл под ним норку, забрался в нее и заснул.

«Тивьи! Тивьи! Кто-ты?» - услышал он спросонья. Бурундук вскочил и поднял голову. Пестрый улит вытягивая шею, заглядывал в норку. «Я-я-я....» - только смог выговорить бурундук и залился горючими слезами. Он был так рад и благодарен доброй птичке – единственному живому существу, кто побеспокоился о нем. Он пожаловался, что с прошлого утра у него не было ни маковой росинки во рту. Птичка показала ему путь к маленькому ячменному полю.

Когда Паркизин собирал зерна и складывал их за щеки, птичка скакала рядом, подавая ему колоски. Когда щеки с семенами ячменя раздулись, они вернулись на старое место под пнем. Бурундук высыпал зерна и приготовился есть. Но подумал, помня историю с медведем, что надо бы поделиться с птичкой, которая стала ему другом и помощником. Он разделил собранный урожай на двоих. Это был замечательный обед. И на его спинке зарубцевались две царапины.

Северное лето короткое. Нужно было запасаться кормом на зиму. Птичка рассказала бурундуку, что на далекой земле люди сажают ячмень с осени, чтобы на следующий год получить ранней весной быстрые всходы.

«Мои предки никогда не рылись в земле. Они всегда добывали зверя и рыбу... - забыв, что он уже не человек недовольно пробурчал бурундук. Однажды он подобрался к ручью, где плескалась рыба, шедшая на нерест. Все его попытки поймать хоть одну рыбину за хвост не увенчались успехом. Опечаленный он вернулся на ячменное поле и начал собирать зерна на посадку. С Улитом они вырыли две грядки с лунками, куда опустили собранные зернышки. Собрали сухую траву, которую присыпали землей. Спина бурундука стала меньше болеть. Постепенно зарубцевалась третья царапина.

Наступила дождливая осень. Дожди шли каждый день. Многие птицы, как и Улит, собирались в теплые края. Вода стала подмывать участок ячменного поля. Бурундук стал рыть своими маленькими лапками канаву для отвода воды, но вскоре понял, что он не успевает. И тут он услышал сверху, как переговариваются белки: «Как жаль бурундука! Ведь на этом ячменном поле и мы собирали зерна! Но мы с бурундуками никогда не дружили. А вдруг он нас сейчас прогонит?». «Нет-нет, я изменился. Помогите мне!» - вскричал бурундук. Набежала стая белок. С их помощью вокруг участка быстро образовалась сеть маленьких канальчиков, через которые стала быстро уходить вода. А на спине бурундука зарубцевалась четвертая царапина.

Пришла долгожданная весна. Появились первые колоски ячменя, радуя глаз бурундука. На спине у него искрились четыре черные полоски, а пятая - то покрывалась коростой, то кровоточила.

Однажды на участок пожаловал голодный медведь, с его длинных и острых клыков капала слюна, глаза сверкали от злости. Он обошел всю поляну в поисках пищи и вышел на ячменный участок. Все звери и птицы попрятались и притихли. Бурундук тоже в страхе убежал в норку и оттуда наблюдал за медведем. Вот медведь занес лапу над грядкой ячменя. Этого не смог вынести бурундук. Он вспомнил, сколько трудов ему и его другу Улиту стоило засадить грядки ячменем и страхи его, независимо от нынешнего малого роста, куда-то испарились. Его острые зубы вонзились в лапу медведя. Медведь отшвырнул его. Но когда в очередной раз занес лапу, то увидел какой мелкий, но бесстрашный зверь бросился на него. Он застыл как парализованный и выпучил глаза. Бурундук сделал несколько атак, кусая медведя и брызжа своей ядовитой слюной. Ошарашенный медведь вынужден был покинуть поле.

Уставший бурундук еле добрался до норки и без сил упал на свою лежанку. Проснулся он, когда наступили сумерки, перевернулся на спинку и потянулся. Он впервые почувствовал, что спина не болит. На спине красовалась самая длинная новая темная полоса. Она зарубцевалась пока он отсыпался после драки с медведем.

Много прошло времени с тех пор, как мальчик не вернулся домой. Мать долгими тоскливыми вечерами настукивала музыкальной погремушкой колыбельную, которую так любил её сын Паркизин.

Вернулся Улит в родные края к пахучей реке, а его друг Бурундук все грустит по своей матери, совсем аппетит потерял. Решил Улит помочь своему другу, полетел в ке-раф Бурундука, узнать, как вернуть его к семье. Прилетев к дому, стал стучать в дверь клювом. Услышала стук мать, кинулась открывать дверь, вдруг это любимый сын вернулся. Открылась дверь и на пороге увидел Улит потерявшую дух несчастную женщину. Она поняла, что не сын это, а какая-то наглая птица, осмелившаяся прилететь к нивхскому жилью, и давай махать руками, чтобы прогнать птицу. Не сдавался Улит, ловко проскочил в томс-куты (отверстие для дыма), залетел в дом, схватил погремушку сына и полетел с ней в лес.

Опешила женщина от неожиданности, опомнившись, бросилась в погоню за воришкой, чтобы вернуть столь памятную вещь. Летит Улит, да назад поглядывает, не отстала ли мать Паркизина от него, останавливается порой, поджидает уставшую женщину. Но материнская любовь придавала женщине сил, не могла она потерять последнюю память о сыне.

Добрались они до норки Бурундука. Крикнул Улит Бурундуку: «Тивьи! Вы-хо-ди!». Выскочил Бурундук, а Улит кинул ему заветную погремушку и скомандовал: «Играй!» Когда Бурундук начал наигрывать ту самую мелодию, поняла мать, что перед ней... её сын. Опустилась в изнеможении женщина на землю, опустила руки, забрался на руки Бурундук и слезы полились у матери и сына от неожиданной встречи. Ломает голову, нашедшая сына мать, как такое могло случиться и как вернуть человеческий облик сыну?

Вернулась она домой, присела на понах (нары) и поняла, что только верховные духи помогут вернуть ее сына к человеческой жизни. Выставила она любимое лакомство тыф ыз атаку (хозяину дома) – блюдечко нерпичьего жира. Появился хозяин, поел любимое блюдо и спрашивает у матери:

- Что ты хотела, женщина?

Рассказала несчастная женщина о своей беде и просит о помощи. Ответил хозяин, что есть покровитель у их рода – Ящерица, что она может отвезти ее на небо до духов небес. Стала звать нивхская женщина покровителя рода и через некоторое время из кустов послышалось шуршание, и прибежала громадная ящерица.

- Что тебе нужно, представительница рода?

- Мне нужно попасть к духам небес.

- Путь будет сложный, хорошо подумай.

Долго они летели и, наконец, поднялись на небеса. Пришла она в жилище к богам, а те спрашивают её.

- Зачем пришла к нам, неужели за смертью своей?

- Я хочу вернуть любимому сыну облик человеческий.

Боги отвечают:

- Твой сын провинился перед нами своей жадностью и не заслуживает быть человеком.

- Но за это время он очень изменился и перестал быть жадным. Могу ли я искупить вину моего сына?

Тут один из богов говорит:

- Принеси нам еду, если принесённое угощение понравится нам, то мы вернём твоему сыну прежний облик, но если кому-то из нас не понравится твоя стряпня, то придётся сделать бурундуком и тебя.

Мать согласна на все, чтобы только быть рядом с сыном и спускается на землю готовить самую вкусную еду, что только знает – студень из шикши и нерпичьего жира. Собрала самую крупную и спелую ягоду с тех кустов, где когда-то собирали её с сыном. Приготовила она заветное блюдо и отправилась с ним обратно к богам.

Сначала попробовал еду первый бог – Тол-Ызнгу (бог воды). Затем все распробовали лакомство и восхищенно защелкали языками. Никогда они ещё не ели такой вкусной еды, настоящую пищу богов приготовила нивхская женщина.

- Нам понравилось твое кушанье, так что мы выполним наше условие.

Превратили они бурундука в человека, и зажила семья Паркизина дружно, лучше прежнего и всегда они делились едой с нуждающимися людьми и животными.

Но с тех пор все бурундуки стали появляться на свет с пятью полосками на шкурке, как со ступеньками к избавлению от пороков и напоминанию к каким бедам они могут привести.

 


Оцените прочитанное:  12345 (Голосов 1. Оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...