Алексей Идочкин

Если бы картины умели разговаривать

Пролог

Если бы картины умели видеть, то они бы увидели, что участвуют в выставке и висят в огромном помещении, поражающем своим размером воображение, потолок которого уходит далеко-далеко вверх. И это помещение разделено на отдельные комнаты многочисленными стенами которые не доходят до потолка, а выполняют роль перегородок. Они бы увидели, что по этому помещению словно река, медленно и вальяжно протекает поток людей, который замирает то тут, то там, местами создает водовороты и течет дальше. Они бы увидели среди этого потока одного молодого человека, который в принципе ничем не выделялся из него, ни одеждой, ни поведением, но все же был не такой как все. Он точно так же как и остальные переходил от одного полотна к другому, но делал это не для того чтобы посмотреть на представленные вокруг экспонаты, а для того чтобы незаметно для всех следовать за такой же как и он юной девушкой. Картины обязательно увидели бы, что девушка, которая текла в этом потоке не одна, а в сопровождении группы своих сверстниц на самом деле давно заметила юношу, но не подавала виду. И еще картины должны были бы увидеть, что в одном из людских водоворотов, когда юноша смог приблизиться к девушке, та незаметно для окружающих коснулась его руки и передала клочок бумаги, после чего течение потока растащило их в разные стороны. Видя все это картины бы поняли, что эти двое влюблены друг в друга, но почему-то не могут открыто об этом заявить. Что-то заставляет их скрывать свою любовь и таиться от окружающих. Когда молодой человек через какое-то время покинул помещение, он разжал листок бумаги в котором были написаны адрес и время, широко улыбнулся и танцующей походкой побежал, все дальше удаляясь от выставки, но этого картины висевшие внутри помещения при всем желании уже не могли бы увидеть.

 

- Я устала так Демьян, вчера я поговорила с отцом, сказал ему что ты подающий надежды молодой художник хочешь с ним встретиться. Ты должен пойти на эту встречу и попросить моей руки. Мы не можем постоянно прятаться от моего отца, он любит меня, поймет и примет тебя. Он назначил аудиенцию через три дня.

Они сидели в дальнем углу неприметной кафешки, в одном из многочисленных незаметных переулков города. Сидели не друг напротив друга, а рядом, с одной стороны стола, стараясь касаться друг друга как можно чаще.

- Нет Агата, он меня не примет, ты дворянка, а я всего лишь сын крестьянина, который смог вырваться в город и устроиться учеником к художнику...

- Сейчас в наше время уже нет такого разделения, - девушка заглянула юноше в глаза, - Демьян, ну посмотри же вокруг, классы уже давно смешались, дворяне работают в лавках наёмными работниками, а обычные горожане занимают различные управленческие посты.

- Да, но только не в случае с твоим отцом, - Демьян вздохнул и опустил глаза, - уж он то точно в лавке работать не будет, он же генерал армии, да и к тому же специальный советник самого Императора, да и я кто такой? Всего лишь ученик при художественной школе? Зарабатываю на обучение и жизнь тем, что делаю копии картин других художников. Я для него никто.

- Я больше так не могу, - твердо произнесла Агата, - ты должен с ним встретиться. Меня скоро повезут показывать сыну какого-то знатного вельможи, отец хочет выдать меня за него замуж, - в глазах девушки блеснули слезы и ее ладони сильнее сжали руки Демьяна, - я не хочу никого кроме тебя, я люблю тебя, но если мы ничего не сделаем, если не отменим поездку, то будет уже поздно. У нас осталось несколько дней, после поездки мне придется выйти замуж. Ты не просто ученик художника, да ты приехал сюда их деревни, но сам без какой-либо протекции смог поступить в Императорскую академию искусств. Ты станешь великим художником, у тебя большое будущее, я видела твои работы, может быть ты нарисуешь картину, и мы подарим ее отцу, чтобы показать твое мастерство, он очень хорошо разбирается в искусстве несмотря на то что военный. Представь одно дело, когда руку его дочери попросит крестьянский сын, чей-то ученик, другое если это будет мастер своего дела, выдающийся художник.

- Скажешь тоже, выдающийся, - губы юноши словно свело, - хорошо я нарисую свою лучшую картину, и начну прямо сейчас, - он приблизил к лицу руки девушки после чего поцеловал их, - может быть ты права и у нас действительно есть шанс. В любом случае мы должны попробовать. Но обещай мне, если после того, как я попрошу твоей руки и твой отец откажет мне и я при этом останусь жив, то мы с тобой убежим из этого города, из этой страны. Поселимся где-нибудь, только ты и я. Там, где нас не сможет найти твой отец. Построим маленький уютный домик и будем вместе встречать закаты сидя на крыльце. А Агата?

- Обещаю! Но ты должен успеть нарисовать картину за три дня, ровно столько у нас осталось времени, и если ты не вмешаешься, то меня выдадут замуж, и мы уже ничего не сможем изменить.

Спустя еще какое-то время двое молодых людей покинули кафе, сначала из него вышла девушка и уверенно зашагала в сторону центра города, еще через несколько минут появился юноша, и направился в сторону ремесленного района. Когда Демьян вышел из переулка на более широкую улицу, из тени арки возник ничем не примечательный человек и рассеяно, глядя в затылок юному художнику последовал за ним на почтительном расстоянии. Через некоторое время, когда они дошли до торговой площади в ремесленном квартале, юноша свернул и зашел на огороженную забором территорию в центре которой красовалось высокое каменное здание, разрисованное во все цвета радуги, с крышей покрытой красной черепицей. Каждый приезжий дивился, когда проходил мимо этого здания, ведь обычно дома имеют цвет того материала, из которого сделаны. Каменный дом как правило серый, кирпичный может быть желтым, красным или коричневым, в зависимости от цвета и обжига глины, из которой эти кирпичи делают. Деревянный, тоже имеет свой определенный цвет, того вида древесины из которой сделан. Местные же привыкли к необычному разноцветному зданию и очень гордились им, всем зевакам которое придя на площадь застывали раскрыв рот объясняли, что это не что иное как знаменитая на весь мир Императорская академия искусств. и именно отсюда пройдя годы обучения появляются на свет люди искусства: музыканты, скульпторы, писатели и художники, которые в последствии разбредаются по всему свету прославляя своими произведениями Императора и его академию.

Не приметный человек задержался на мгновение, дождался когда Демьян скроется в недрах здания и юркнул следом, его попытался остановить страж стоящий у ворот, тогда человек расстегнул верхнюю пуговицу камзола и показал висевший на шее медальон, увидев его страж опустил глаза и пробормотав слова извинения отступил в сторону пропуская человека. Тот спрятал медальон на место и короткими шагами вошел в здание. Еще через пятнадцать минут он таким же образом вышел из академии и такими же короткими шагами покинул территорию, огороженную забором влившись в уличный поток и моментально затерявшись в толпе. Страж при этом отвернувшись от входа с самым усердным видом выковыривал ножом что то очень важное под ногтем среднего пальца и если бы его спросили, то он бы поклялся на Большой Книге, что никто не выходил с охраняемой им территории.

Демьян забежал в свою комнату при академии, которую делил с таким же как и он студентом, тот учился на литературном факультете. В комнате было пусто, сосед видимо был на занятиях. Демьян открыл лежащую рядом с его кроватью сумку с красками и заглянул внутрь, он внезапно вспомнил, что у него закончилась часть красок а времени докупить недостающих не было и последние несколько дней он получал нужные цвета смешивая оставшиеся, чертыхнувшись он схватил сумку и мольберт и пробежав несколько лестничных пролетов вниз выскочил на улицу. Он бежал в сторону маленькой лавки, которая стояла на окраине ремесленного квартала, там он покупал краски и все необходимое, было дороговато конечно, но товар в лавке был действительно хороший, не чета тому, что предлагали в академии. Все мысли Демьяна были заняты Агатой, он уже представлял себе картину которую нарисует, она плавно проявлялась в его голове, становились заметны мелкие детали, Демьян продвигаясь по улице мысленно дорисовывал картину, единственное чего он пока не видел, это где на этом полотне будет изображена сама Агата. Юноша решил нарисовать прекрасный пейзаж, в центре он изобразит дом на крыльце которого должна сидеть Агата. Все кроме Агаты в его голове уже сформировалось и казалось, что вот-вот он поймет, увидит, почувствует... В этот момент Демьян обогнал, судя по знакам различия на одежде одного из членов купеческой гильдии идущего впереди и неожиданно налетел на маленького сухонького старика, с жидкой белой бородой. Столкнувшись, они оба упали. Демьян настолько погрузившись в свои мысли даже не понял что произошло, он тут же схватил свои вещи, вскочил на ноги и не оглядываясь помчался дальше, он наконец то увидел Агату на своей картине. Лишь через несколько секунд осознав он остановился и оглянулся назад. Старику помогали подняться проходящие мимо горожане, отвернувшись Демьян продолжил свой путь.

До лавки он добрался через двадцать минут. Но к его огромному изумлению и сожалению нужных красок в ней не оказалось. Лавочник рассказал что в стране из которой привозят эти товары началась война и торговые караваны перестали оттуда приходить еще он рассказал что благодаря его связям краски все же будут у него но через три дня. Видя как начал сокрушатся Демьян, помня что тот хороший клиент, посоветовал ему зайти еще в одно место, там по словам лавочника должно было остаться немного того что нужно юноше. Демьян поблагодарил торговца и быстрым шагом направился в указанное ему место. Через пол часа прибыв по указанному лавочником адресу Демьян засомневался, что сможет найти здесь то что ищет. Он стоял перед лавкой старьевщика, здесь можно было купить или продать различные старые никому не нужные по мнению Демьяна вещи, он не представлял какую ценность может нести в себе например старый подсвечник или столетние напольные часы или другие подобные товары которые обычно продавались в таких местах. Для Демьяна не было прошлого, он видел только сегодняшний день и жил соответственно. Тем не менее он открыл дверь и переступил порог. Над головой раздался звон колокольчика как бы говорящий хозяину лавки что к нему заглянул посетитель. Лавка как и предполагал Демьян была забита всяким хламом, здесь прям пахло прошлым, он начал продвигаться вглубь что бы найти продавца. Самому отыскать что либо в этом хаосе юноше не представлялось возможным.

- Добрый день молодой человек, - неожиданно проскрипел сзади голос.

Демьян резко обернулся, в первую секунду он никого не заметил, затем немного опустив свой взгляд он увидел поздоровавшегося с ним человека и сразу же вспомнил его. Перед ним стоял тот самый старичок, которого он сшиб сегодня по пути в лавку за красками.

- Добрый, - испугавшись сам не понимая чего произнес Демьян. Он вдруг ясно вспомнил как сбил его сегодня, и даже не извинившись и оставив пожилого человека без помощи отправился по своим делам. Обычно он так не поступал, но сегодня он был очень задумчивый и думал только об Агате, проще говоря обстоятельства сделали свое дело. В голове юноши проскользнула мысль что можно извиниться сейчас, попробовать объяснить старику свое поведение, ведь тот сам скорее всего когда-то был молод и влюблен.

- Вы мне кого-то напоминаете молодой человек, - прервав размышления Демьяна сказал старик глядя в глаза юноше, - мы с вами не встречались в последние несколько дней.

"Он меня не помнит", - подумал Демьян, он вдруг неожиданно для себя принял решение ничего не говорить старику, - «Сейчас я куплю краски, выйду из этой плохо пахнущей лавки и больше никогда не увижу этого человека.»

- Возможно вы меня с кем-то путаете, я вижу вас впервые. Мне сказали, что здесь я могу купить очень хорошие краски, - Демьян старался напустить на лицо ничего не выражающую маску.

- Возможно и путаю, - все так же глядя на Демьяна произнес старик, постояв так несколько секунд он вдруг расслабился и как будто стал еще ниже, затем развернувшись сделал жесть приглашающий последовать за ним, Демьяну показалось что даже голос старьевщика изменился, - не просто очень хорошие краски, а лучшие в этом городе. Он провел посетителя вглубь лавки и показал на стеклянные шкаф, в котором стояли разноцветные банки с красками.

Демьян просто прилип к шкафу он открыл прозрачные дверцы и начал изучать выставленные в нем товары.

- Они прекрасны, - только и мог выдохнуть юноша через несколько минут, затем отобрал несколько склянок и спросил, - сколько стоят эти?

Старик все это время молча наблюдал за молодым человеком странно ухмыляясь себе с седую бороду и сложив руки ладонями друг к другу на своей груди:

- Вижу что вы настоящий художник, человек искусства так сказать, а я уже стар и мне почти ничего не надо в этой жизни, я уже всего достиг, получил все что хотел. Единственное чего мне может быть хотелось бы, это чтобы меня больше уважали, - старик сверкнул глазами, - давайте так юноша, я отдам вам эти краски даром, при одном условии, - он увидел в глазах Демьяна вопрос, - вы помимо красок примете в дар от меня вот этот набор кистей, - он протянул юноше небольшую коробку.

Демьян взял у старика предмет, им оказался деревянный чехол, он отодвинул крышку и заглянул внутрь, там лежали не просто очень хорошие кисти а лучшие из лучших, у самого Демьяна на такие не хватило бы денег, даже если бы он работал втрое больше, поэтому он пользовался более дешевыми вариантами. Взяв коробку и краски, он невнятно поблагодарил старьевщика и направился к выходу. Все его мысли были заняты предстоящей картиной, он снова глубоко погрузился в себя. Теперь он был уверен, что создаст великолепную картину. Нет, конечно чтобы создать произведение искусства не важно какие кисти, холст и краски использует художник, но работая качественными инструментами и материалами сам процесс создания картины становится проще и позитивнее, а это в свою очередь сказывается на конечном результате. Перед выходом, когда он протянул руку чтобы толкнуть дверь Демьяна кольнуло в груди, он остановился и обернулся. Старик стоял на своем месте так же сложив руки и странно улыбаясь смотрел как посетитель покидает его лавку. Еще раз пробормотав что-то благодарственное Демьян вышел на улицу, и наконец то вдохнул глоток свежего воздуха.

 

***

 

Два дня он не покладая рук трудился над холстом, он переносил тот образ что накрепко засел у него в голове, он не спал, не ел и не замечал вообще ничего вокруг, к вечеру второго дня картина была готова, за исключением одного очень важного компонента, Агаты. Если сам пейзаж он мог изобразить представляя его, то Агату нужно было рисовать исключительно с натуры. Поэтому вечером, когда фонарщики начали зажигать фонари что бы разогнать начинающую сгущаться тьму, он отправился к дому Агаты. Там, он недалеко от входа в особняк подошел к забору делая вид что просто прислонился к нему и отдыхает, руками за спиной нащупав нужный камень нажал на него, камень поддавшись отодвинулся на несколько сантиметров после чего образовалась небольшая щель, так же незаметно он вложил туда записку и вернул камень на место. Вернувшись в свою комнату, он не раздеваясь упал на кровать и моментально уснул.

- Я прочитала твою записку, покажи что у тебя получилось, - он сбежал с лекций и раскладывал мольберт в тени огромного дуба в небольшом парке принадлежащему академии. У Агаты сейчас выдалось окно в учебе, и она смогла прийти к своему возлюбленному не прибегая к прогулам. В это время в парке почти никого не было, практически все студенты были на занятиях и Демьян с Агатой были наедине, у них было еще несколько часов до окончания занятий.

Молодой художник собрав мольберт очень аккуратно извлек холст с последним рисунком и устойчиво установил его. Девушка зашла ему за спину и глубоко втянула воздух, постояв так минуту она подошла к Демьяну повернула его к себе обвила его шею руками и приникла в долгом поцелуе к его губам.

- Это прекрасно, у тебя получилось, картина как живая, - сказала она поднимаясь на цыпочки и заглядывая ему в глаза, ты станешь великим художником.

Демьян смутился и покраснел, он попытался освободиться от объятий девушки хотя ему этого совершенно не хотелось.

- Ты что Агата, нас же увидят!

- Никого сейчас здесь нету! Да и пусть видят. Вот увидишь мой отец обязательно даст свое благословение на наш брак.

Агата ошибалась, из глубокой тени в другом углу парка за ними очень внимательно смотрел рассеянным взглядом невысокий человек, тот самый, который раннее следил за Демьяном. Всем, кто его видел казалось, что мужчина читает газету закинув нога на ногу, но это было не так.

- Подожди картина еще не закончена, - сказал Демьян с сожалением, чувствуя как Агата перестает его обнимать, - мне нужно чтобы ты мне позировала. Осталась только нарисовать тебя.

- Меня? - удивилась девушка, - хорошо, как мне сесть или встать?

- Вот сюда, да, теперь посмотри вот на это дерево, нет, не туда, вот так. Не двигайся! Агата прошу тебя постарайся не двигаться это важно.

Демьян достал деревянный чехол и извлек из него кисти. Он уже и сам поверил, что у него все получится, что он действительно сможет нарисовать такую картину, которая заставит отца Агаты признать его. Глядя на прекрасную девушку сидящую перед ним, он наклонился и достал из сумки деревянный футляр, открыл его и выложил на мольберт несколько кистей разной толщины. Смешал на палитре краски и начал наносить мазки на холст. Как обычно, когда Демьян начинал работать с картинами, не тогда когда он делал копии, а когда рисовал свое он переставал замечать время, могло пройти и час и пять, он как будто был в трансе, он творил. Так и сейчас. Сначала Агате нравилось быть моделью, но вскоре она заскучала, у нее затекло тело, сказывалась не очень удобная поза, в некоторых местах невыносимо зудело. На все попытки хоть как то изменить положение тела Демьян призывал ее посидеть еще чуть-чуть.

- Пожалуйста милая, потерпи еще немного, осталось буквально пара минут.

- Может перерыв сделаем, вся спина затекла, - начала жаловаться девушка.

- Буквально минута, я почти закончил, - сказал Демьян и сделал еще пару мазков, после чего немного изменил на палитре цвет и сделал финальный штрих, - все Агата можешь вставать, готово. - Он отошел на пару шагов любуясь картиной одновременно вытирая руки влажной тряпкой от красок. Агата на картине была как живая, она сидела на крыльце и казалось с укоризной смотрела на Демьяна как будто желая ему что то сказать. Затем укоризна сменилась мольбой. Демьян почуял неладное, он посмотрел на то место где была Агата. Девушки там не было. Он начал озираться по сторонам, обошел дуб по кругу, но Агату так и не увидел.

- Агата, - позвал он, - ты где? Ну хватит прятаться, у нас мало времени. Агата!

Как будто ледяная ладонь сжала желудок Демьяна, он не понимал что происходит, секунду назад девушка была здесь, разговаривала с ним, затем пропала. Как сквозь землю провалилась.

Обернувшись к мольберту Демьян увидел перед собой невысокого человека со сложенной газетой в одной руке.

- Где девушка? - спросил человек.

- Я не знаю, только что была здесь. Вы кто собственно такой? - Начал было Демьян, но человек резко выбросил свободную руку вперед и юноша прервался на полуслове, обмяк и мешком картошки повалился на землю.

Когда Демьян очнулся, он не мог сказать сколько времени сейчас, так же не мог сказать сколько времени прошло. Он сидел на стуле со связанными сзади руками, в комнате с плотно занавешенными тяжелыми шторами, освещение исходило от множества свечей установленных в старинных канделябрах похожих на те что он видел в лавке старьевщика. Убранство комнаты говорило о том, что хозяин не страдает отсутствием средств. Обстановка была более чем богатой. Внезапно он вспомнил как пропала Агата и человека с газетой. В этот момент большие двустворчатые двери распахнулись и в комнату уверенным шагом зашел человек, Демьян знал его, это был отец Агаты. За ним зашел невысокий, тот самый что напал на юношу, он закрыл за собой двери.

Отец Агаты подошел к Демьяну и спросил:

- Где моя дочь?

- Я не знаю, - ответил пленник, - она пропала, сидела передо мной, я рисовал с нее и в какой-то момент пропала. Я начал ее искать пока не появился ваш человек, - Демьян кивнул на стоящего в углу спутника генерала.

- Ты знаешь что в Империи полагается за использование магии.

Юноша похолодел, если ловили каких-либо преступников, то их наказывали в соответствие с их злодеяниями, ворам или отрубали руки или сажали в яму, убийц и разбойников чаще всего вешали. С магами, если таких могли поймать поступали намного хуже, настолько что даже думать об это не хотелось. Те, кто пользовался магией, после того как за них брались Имперские инквизиторы молили о смерти, но даровалась она единицам. Остальные доживали свой век в страшных муках.

- Да, я знаю, - сказал Демьян, но при чем здесь это? Я даже близко не подходил никогда к магии.

- Мой человек рассказал мне, что Агата просто растворилась в воздухе в тот момент, когда ты ее рисовал, я доверяю ему всецело, поэтому он и вмешался. Я еще раз спрашиваю где Агата?

- Можно мне посмотреть картину, - сглотнув спросил связанный, - это важно для меня.

Генерал кивнул стоявшему в углу человеку, тот подошел к мольберту с установленным на нем холсте, поднял его и поднес ближе к пленнику.

Демьян несколько секунд глядел на картину, после чего сглотнул и отвернулся, по его щеке покатилась слеза. Каждый кто сейчас посмотрел бы на картину увидел, как в двух шагах от дома Агата стоя на коленях протягивает ему руки в немом жесте, а по лицу ее текут слезы.

В этот момент он понял все. Ослепленный своим желанием быть с Агатой, он сбил того старика, которого повстречал позже, и вместо того чтобы извинится за свое поведение, он сделал вид что ничего не произошло, а старик оказался вовсе не простым человеком. Он подсунул ему магические кисти, и Агата, его Агата теперь запечатана в этой картине. Навсегда! Навсегда, потому что он, Демьян сам того не зная воспользовался магией и даже учитывая, что он поступил так не по собственной воле, его теперь ждет верная смерть. Закон Империи един для всех, магия вне закона, так было, есть и будет. Да и даже если бы он смог выжить, и выбраться из пыточных камер, то даже спросить про то как расколдовать Агату не он не вправе, его опять сразу же отправят к инквизиторам.

В этот момент в дверь постучались и вошел слуга, он сообщил генералу что к нему прибыл посетитель.

- Я скоро вернусь, а ты пока хорошенько подумай, что будешь говорить, - бросил он в сторону Демьяна, затем кивнул своему помощнику и они покинули комнату, слуга запер за ним двери. Демьян остался один.

- Агата, как же так, - Демьян смотрел на слезы текущие по щекам Агаты и сам не мог сдержать свои. Перед его взором стоял странно улыбающийся старик, глядящий юноше вслед. - Чертова магия, - Демьян завыл от невыносимости ситуации и начал раскачиваться на стуле. Внезапно ножка подломилась, и он рухнул на пол. Превозмогая боль юноша смог распутать руки и подняться. Он быстро подошел к картине, времени было мало, взял кисть и палитру и начал наносить быстрые и уверенные мазки. В тот момент, когда двери в комнату открылись снова, в ней уже никого не было, лишь мольберт, картина установленная на нем, и кисть лежащая на полу.

 

Эпилог

Если бы картины умели разговаривать, то они бы поведали удивительную историю о двух влюбленных сердцах, между которыми чуть было не встала магия. Они бы рассказали о Демьяне и Агате. О великом художнике и дочери генерала. И хотя руке этого художника принадлежала всего одна картина он все равно был великим. Эта картина нигде не висела и никогда не бывала ни на одной выставке. Она была спрятана в огромном сейфе того самого генерала. Иногда он приходил и подолгу смотрел на нее и по его щекам могла прокатится скупая слеза военного. Если бы картины умели разговаривать, то они бы рассказали нам что на том самом холсте изображен изумительной красы пейзаж, в центре которого стоит небольшой, но очень уютный дом, на крыльце этого дома глядя на солнечный закат соприкасаясь головами сидят Демьян и Агата.

 

 


Оцените прочитанное:  12345 (Ещё не оценивался)
Загрузка...



Оцените прочитанное:  12345 (Ещё не оценивался)
Загрузка...