Владимирский шов Нитку – в иголку, чистый холст лоскута – на колени. Саша развернула первую записку. «Любовь – это ветер, который может стать попутным, а может сорвать крышу твоего дома. Он надувает паруса и ломает деревья, он вращает колёса ветряных мельниц и смерчем проносится над землёй.» Тишина гулко отражалась от стен музея современного искусства. Днём здесь проходили выставки, а по вечерам открывалось второе помещение с барной стойкой и холодильником, полным пива. Саша работала в музее уже второй год. Ей нравилось. Она считала, что нашла своё место – до этого лета. *** Солнце медленно утонуло в море, и небо над горизонтом стало цвета чая с молоком. Пахло йодом и сосновыми иголками, мелкая галька под ногами хрустела и то впечатывалась в пологую тропу, то срывалась и катилась дальше. Ветер принёс звуки гитары, обрывок песни и мужской смех – тёплый, мягкий. Саша поёжилась и плотнее запахнулась в вязаную шаль. На берегу, под шершавым боком утёса, догорал костёр. Вокруг сидели туристы из палаточного лагеря, который находился неподалёку – на той же стороне залива, что и домик, в котором Саша снимала комнату. Пляж уже опустел – ненадолго, пока небо совсем не почернеет и не уставится на море множеством звёздных глаз. Тогда парни и девушки из палаточного лагеря разожгут новые костры – отражения звёзд, принесут ещё гитар и вина, будут до глубокой ночи купаться, громко петь и разговаривать. Ну а пока они не пришли, узкая полоса гальки между морем и утёсами принадлежала Саше. Она прошла мимо, не глядя в сторону туристов. Ей нравилось притворяться местной. Саша и впрямь считала, что вся Земля – её дом, а значит, она всюду хозяйка, а не гостья. А дома нужно поддерживать чистоту и порядок. Саша надела перчатки, достала мусорный мешок и быстро прошла вдоль берега, собирая печальные сувениры дневных посетителей: окурки, фантики, пустые бутылки. Ночные гости ничего не оставляли, кроме пепла, и уже только за это Саша была им благодарна – но не более того. – Привет, – прозвучало из-за спины. Саша оглянулась и молча помахала рукой. В пяти шагах от неё стоял парень из той компании, что сидела в тени утёса – высокий, с убранными в хвост длинными волосами. – Я заметил, что ты каждый вечер приходишь, – сказал он. Ну и что? Саша пожала плечами и вернулась к своему занятию. Позади что-то зашуршало. Она украдкой обернулась и увидела, как незнакомец, следуя её примеру, наполняет дневным мусором второй мешок. Вдвоём они управились до того, как кобальтовые сумерки сгустились над морем. – Спасибо, – сказала Саша. – Меня, кстати, Андрей зовут. – Александра, – сухо ответила она, избегая прямого взгляда. Саша давно уже решила, что никаких имён знать не хочет. Незачем привязываться к случайным знакомым. Но все упрямо продолжали предъявлять ей свои ярлыки, указатели и аннотации. Андрей вдруг негромко рассмеялся. – Что? – спросила Саша. – Я так и думал, что это твоё имя, – сказал он. Его смех был мягким и тёплым. *** Каждый день две недели подряд, с часу и до семи часов вечера, Саша приходила в музей и вышивала слова любви, которые ей принесли или прислали. Она садилась на стул в углу, заправляла кудрявую чёлку под красный берет и молчала, молчала, молчала. Пальцы взлетали и опускались над вышивкой, то встречая собственную тень, то расставаясь с ней. Саша думала о том, что произошло этим летом. «Любовь – главная движущая сила Вселенной. Без любви даже хлеб не поднимется. Всё, что ты делаешь, нужно делать с любовью.» На последнем слове зелёная нитка закончилась, и Саша сменила её на красную. Владимирский шов шёл этой фразе – или она ему? Саша повертела лоскут в руках и отложила готовую работу в сторону. Встала, потянулась, наклонилась влево и вправо, разминая онемевшую спину. Лиза, улыбаясь, поставила перед Сашей чашку чая. – Облепиховый, – сказала она. Саша улыбнулась в ответ. Во дворе дома, где она остановилась во время путешествия по Крыму, росла облепиха. Наверно, ягоды на колючих ветках уже налились соком и сладостью. Саша достала моток жёлто-оранжевых ниток, новый лоскут, записку и карандаш. Перед тем как вышивать послания, она выписывала их на ткани аккуратным, немного квадратным почерком. «Любви не нужны слова.» Саша кивнула. Любовь – не в речах, а в поступках. Потому-то она и затеяла этот перформанс: чтобы убедиться, что слова ничего не стоят. Эти записки – полная ерунда! Неужели кто-то поделился своими настоящими мыслями? То, что сделает их настоящими – Саша. Её время, её руки, её молчание. Овеществлённые, слова утратят эфемерность. К ним можно будет прикоснуться, их можно будет повесить на стену. Им можно будет поверить. Или не поверить, ведь, в конце концов, это просто нитки и ткань. *** Из-за гор брызнули первые капли солнечных лучей. Саша перевернулась на другой бок, обняла Андрея, вплетая пальцы в длинные волосы. Лето заканчивалось, заканчивался Сашин отпуск. Настала пора возвращаться в её сумрачный, пряничный, игрушечный город в сердце России. Слишком тесный и слишком пустой – ведь в нём не будет Андрея. – Саш, – позвал он. – Тш-ш, – прошептала она, – молчи. Они лежали на остывшей за ночь, но нагретой их теплом гальке и слушали речитатив прибоя, крики чаек, шум просыпающегося лагеря. Андрей прижался носом к Сашиной щеке, губы скользнули к подбородку и ниже, накрывая пушистый завиток волос на шее. Саша обняла его ещё крепче, спрятала лицо на груди, возле тонкого шрама, вдохнула глубоко-глубоко запах йода, можжевельника и тёплой кожи, а потом задрала подбородок и вдруг поймала его губы своими. Они никогда не говорили о том, что будет дальше. *** Перед отъездом Саша захотела попрощаться с Андреем. Она пришла к палаткам утром, когда все ещё спали, и только худой, смуглый парень с длинной ниткой бус на шее наблюдал за тем, как из-за гор поднимается солнце. – Доброе утро, – сказал он, увидев Сашу. – Доброе. Извините, а где я могу найти Андрея? Парень задумался. – Чернова или Зинченко? – спросил он. Саша растерялась. Фамилии она, конечно же, не знала. – Спросите в той жёлтой палатке, наверняка кто-нибудь подскажет, – посоветовал ей парень. Саша поблагодарила его и пошла дальше. Жёлтая палатка в глубине лагеря была похожа на жука – четыре опоры, как четыре лапки, твёрдо стояли на земле, а ещё на двух держался козырёк над входом. Саша дотронулась до колокольчика, подвешенного под козырьком. – Чуть свет уж на ногах? – спросила лохматая и бородатая голова, которая высунулась в ответ на звон. – Здрасте, а вы не из нашего лагеря? Саша покачала головой. – Я ищу Андрея. – Хм-м. Чернова или Зинченко? – Я не знаю. – Хорошо, пойдём другим путём. Андрея, который играет на гитаре, или Андрея, который мешает вино с коньяком? Саша рассмеялась. – Ну и приметы! Нет, вроде ни первого, ни второго. Рядом с бородатой головой появилась вторая, женская – с множеством разноцветных кос. – Кто-то потерялся? – спросила девушка. – Да не-ет. Тут какого-то Андрея ищут. – Чернова или... – Да не-ет, – перебил её бородач. – Непонятно. – А этот ваш Андрей, – девушка обратилась к Саше, – как он выглядит? – Высокий, с длинными волосами. Он обычно убирает их в хвост, – Саша показала, как. – У него ещё на груди старый шрам, вроде после операции. Где я могу его найти? Девушка с разноцветными косами побледнела так, что даже загар не смог этого скрыть. – Вы ничего не перепутали? – Нет, а что? – удивилась Саша. Девушка посмотрела ей в глаза и тут же отвела взгляд. – Просто тот, кого вы описываете, утонул прошлым летом. Стало так тихо, что было слышно, как падают иголки с сосен. Даже море, казалось, застыло на мгновение. Саша моргнула, и наваждение пропало. – Простите, наверно, я ошиблась, – сказала она. Ей что-то кричали вслед, но она не слушала. Только на берегу, под шершавым боком утёса, Саша остановилась. Волны то подступали к её ногам, то отползали обратно. Пена таяла на мокрой гальке. – Тебе рассказали? Я не знал, как объяснить. Саша обернулась. Андрей подошёл ближе. – Ну так скажи как есть. Андрей вздохнул. – Я и правда утонул прошлым летом. Знаешь, я всегда верил, что мы не умираем до конца, так вот – так и случилось. Сначала всё было зелёным, как на глубине. Потом появились другие цвета, звуки. Словно я вынырнул на поверхность. – Значит, ты кто-то вроде Русалочки? Он улыбнулся. – Не бойся, в пену не превращусь. Саша отвернулась. – Я завтра уезжаю. Прости. Уходя, она не стала оглядываться. *** Приходили разные люди, знакомые и незнакомые, смотрели на Сашу. Приносили новые записки. Для каждой вышивки Саша брала другую нитку. Чёрный, красный, синий, зелёный. Оранжевый, как симферопольское солнце. «Когда я смотрю вокруг, то вижу, что всё пронизано любовью. А потом протираю глаза и понимаю, что любовь была только в моём взгляде.» Это послание оставил Артём, тоже художник и коллега по бару. Саша улыбалась, вышивая его слова – в них был он весь, от растрёпанного кончика бороды до неизменного томика Марка Аврелия в рюкзаке. Лиза написала всего четыре слова: «Дело не во мне.» Летом она рассталась с парнем. Закончив вышивку, Саша скользнула за стойку и обняла Лизу. – Цыплёнок, – пробормотала та, целуя Сашу в лоб. – Уже почти не болит, но спасибо. На улице стемнело, и в баре зажгли свет. «Ты – мой маяк в бурном море, я чувствую твой свет через километры. Ты - тепло костра, согревшее мою душу. Но всякий костёр рано или поздно гаснет. Наше пламя обернулось золой, и мы не будем вместе ни-ког-да.» Ни-ког-да. Саша вытерла подступившие слёзы. Руки задрожали, капля крови окрасила полотно. Саша убрала лоскут и смазала палец йодом. Две недели перформанса подходили к концу. – Саш, – позвал её Артём. – К тебе пришли. Саша подняла голову и чуть не закричала, забыв про обет молчания. Андрей стоял, прислонившись к стене и скрестив руки на груди. Саша закрыла глаза. Открыла. Андрей всё ещё был здесь. Она глубоко вдохнула, выдохнула, разбежалась и прыгнула в его объятия, как в высокие волны залива. Последняя записка упала на щербатую плитку пола. «Когда дышишь сердцем, происходят чудеса. Свет притягивает свет. Верю в любовь.» Обсудить на форуме