Кощун < Fancon.org - форум Арт-пространство «Понедельник»


 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Кощун, Обсуждение. Осень 2021
   Сообщение № 1. 26 сентября 2021 г. в 15:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXVII Осенний Пролёт Фантазии 2021»

«Кощун»


Текст рассказа: «Кощун»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2021 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 24.11.2021 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 27 сентября 2021 г. в 16:12, А. Хоружевский пишет:
А. Хоружевский ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 77
профиль

Репутация: 34
Добрый день. Я прочитал. Понравилось. Разрешите пройтись по тексту.
Цитата
а магов пугало желание человека подчинять себе природные стихии

Может, с учётом славянского мира, стоило их обозвать чародеями?
Цитата
Изгнанники — бригада наемников

Гы-гы, точно славянское фэнтези. ::D:
И, если я правильно помню, в Древней Руси были не наёмники, а дружинники (другая форма построения отношений в отряде).

А в целом, сюжет есть, герой есть, плюс тоже есть.

   Сообщение № 3. 1 октября 2021 г. в 03:43, Татьяна Валери пишет:
Татьяна Валери ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1195
профиль

Репутация: 279
Здравствуйте, автор, рассказ прочитан. Мне понравилась задумка. Становление Кощея, часть его пути от мелкого мужичка с волшебным способностями и человеческими чувствами до того, кого мы знаем по легендам...

Есть несколько вопросов. Смутил статус кощуна на момент, показанный в рассказе. Если он так просто получает оплеухи от не-магов, значит, его не боятся? Если не боятся, то каков его авторитет в магических вопросах? Никто его слушать бы не стал. И Игнат за ним бы не пошёл.

Вообще, противостояние с людей (? )с магами в тексте несколько раз упоминается, а его роль в сюжете я не поняла. Непонятна также природа и структура способностей кощуна на момент рассказа.

Временной поворот в первой части рассказа как-то сложно прописан, два раза прочитала, все равно не поняла.

Девушка провела ночь у кощуна. Из того, что мы знаем о её братьях, они бы за это время землю перекрыли. И к кощуну точно должны были наведаться. Почему этого не произошло?

Почему заборы цветущие? Если раскрашенные, то может цветастые? . Цвести там осенью ничего не должно? Заборныз размеров обычно кустарники, плетистое, это все осенью не цветёт.
Зяблики обычно не зимуют в регионах, где зима холодная, они по большей части насекомых едят. Может, засыпанную листьями крышу убрать? Пусть ещё не такая выраженная осень, тем более, девка в сарафан без рукавов бегает.

"отталкивающий тяжелый взгляд, прошедший сиротство и голод," - возможно, предложение лучше перестроить. Взгляд прошёл голод?

Диалоги некоторые выбивают я из общей стилистики, да и её хочется чуть более выдержанную, что ли. Чтобы язык соответствовал эпохе.

Концовка, вроде бы, хорошая - опять же, если я её правильно поняла. Оставляет возможности додумать самому...

Удачи вам в конкурсе, думаю, рассказ в целом получился, а улучшать можно любое произведение)

   Сообщение № 4. 2 октября 2021 г. в 17:42, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 8747
профиль

Репутация: 869
Здравствуйте, автор. Начнем, помолясь.
Цитата
выпученный глаз на молодом лице.
Как это не совсем комильфо выглядит.
Цитата
скрип переворошил зябликов,
?
Цитата
отталкивающий тяжелый взгляд, прошедший сиротство и голод,
Это точно про взгляд?
Цитата
Строгий синий кафтан и мрачное лицо больше подходили человеку, вынужденному каждый день перекладывать монеты с одной чаши весов на другую.
Я уже подозреваю, что за матчасть вам двойка светит. Какой, нафиг, кафтан ростовщика?
Цитата
огороженных цветущими заборами
Стесняюсь спросить, а какие цветы на них цвели?
Цитата
рисунками рунической письменности
Да ладно!
Цитата
Новгородом и Китежом
Так это славянский мир?? Ну, тогда точно - двойка. В этом мире магов не было. Как и магии.
Цитата
сварожья руна
Сварог - это языческий бог древних славян. Что такое руна, вы знаете. Как можно это совместить? Дичайшее невежество!
Цитата
Запеченные яблоки мягко щекотали нос кощуна
Руками?
Послушайте, автор. Фэнтези - это не помойка, куда можно нести все подряд, прикрываясь тем, что это же ненастоящий мир. Вы сначала хоть чуток почитайте о славянской мифологии, а потом в литературу пытайтесь. Магия и мифология, две большие разницы. Слабый рассказ для меня.

   Сообщение № 5. 2 октября 2021 г. в 18:30, Anuta пишет:
Anuta ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1117
профиль

Репутация: 259
Здравствуйте, уважаемый автор!
Спасибо, я прочитала ваш рассказ.
У вас текст нуждается в редактировании.
Цитата
Игнат повел его по тропе мимо избушек, огороженных цветущими заборами.

Цветущими заборами? Доски забора могут цвести?
Цитата
Старые бабки, покрытые высохшими рисунками рунической письменности, опирались на плечи друг другу и недовольно оглядывали Луку.

Почему рисунки высохшие? Их недавно нарисовали? И странно, зачем писать рисунки рун? Обычно либо руну пишут или рисунок рисуют.
Цитата
В деревне Людна, которая располагалась ровно в середине пути между Новгородом и Китежом, часто возникали разногласия между магами и людьми. Несмотря на то, что и те и другие вели себя осторожно, стараясь соблюдать общие законы, магия пугала людей, а магов пугало желание человека подчинять себе природные стихии, как, например, постройка водяных и ветряных мельниц.

У вас очень длинные, путанные предложения. Несмотря на что? Что «другие» вели себя осторожно? «Другие» кто? Маги или люди? Или еще кто-то? Общие законы для кого? Для людей, для магов? Или для «других»? Или для всех сразу? Почему магов пугала постройка водяных мельниц? Они же маги, владеют магией, раз и превратили мельницу в дракона. Почему постройка водяных и ветряных мельниц их пугает?
Цитата
Ариша стояла в цветочном сарафане с короткими рукавами, закрывающими только плечи, и держала перед собой румяный пирог с яблочной начинкой. Запеченные яблоки мягко щекотали нос кощуна. Ариша смущенно улыбнулась:

Сарафан – это юбка с лямками (или типа платья, но без рукавов), у сарафанов никогда не было ни длинных, ни коротких рукавов!
И я пытаюсь представить себе как запеченные яблоки из пирога выпрыгивали и щекотали нос кощуна ))) И не просто щекотали, а щекотали мягко!!!
Цитата
Простые люди тоже невзлюбили кощуна. Невзлюбили за гладко выбритую бороду, хоть она и не росла, и за зловещий смех, который никто не слышал.

Гладко выбритая борода? Это как?
Смех никто не слышал и за него не любят? Как так?

Извините, насмешили.
За юмор спасибо, но увы, как за литературное произведение минус.
Успехов в творчестве!

   Сообщение № 6. 2 октября 2021 г. в 20:16, LedAI пишет:
LedAI ( Offline )
Шушпанчик

*
Знаток
Сообщений: 77
профиль

Репутация: 45
Прочитала этот рассказ с большим интересом. Я поняла так, что Лука много раз возвращался в прошлое и пытался спасти Аришу, но у него не получалось, и наконец у него получилось. Очень интересно было читать, но в конце мне не верится, что княжескому сыну, который правил разбойниками, с рук всё сошло. К нему Лука не мог пойти служить, а просто схитрил. Поэтому хочется об этом продолжения. И дальнейшего развития отношений между Аришей и Лукой. Спасибо большое за рассказ. Это плюс.

   Сообщение № 7. 4 октября 2021 г. в 20:41, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 485
Стилистика шатается от канцелярита до просторечий. Во всей этой языковой каше ко всему прочему происходит нечто неудобопонятное.
В общем, извините. Мне не понравилось.

   Сообщение № 8. 5 октября 2021 г. в 23:54, IvanovA пишет:
IvanovA ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 17
профиль

Репутация: 3
Для начала всем участникам из России, это Международный литературный конкурс. Магия, маги и руны в славянском фэнтези для авторов из Польши, Прибалтики, да даже Украины НЕ воспринимаются, как что-то противоестественное. Тоже самое и с понятием цветущие заборы. Всем мир.

А теперь вопросы автору:
Какие сарафаны в славянском фэнтези??? Какие маги осенью??? Смерть еретику!!!

Шучу, шучу) плюс за сюжет и эмоции.

Вердикт: автор оправдан посмертно.

   Сообщение № 9. 10 октября 2021 г. в 14:22, Yuki Onna пишет:
Yuki Onna ( Offline )
grumpy snowman

*
Сочинитель
Сообщений: 801
профиль

Репутация: 191
Прочитала ваш рассказ, автор.
Будет коротко и субъективно.

Начну с замечаний по тексту. Тут, понятное дело, не все косяки, но для примера, думаю, сойдет.

переворошил зябликов, так уютно гревшихся на осыпанной листьями крышедо того уютно гревшихся…

Игнат, сын местного бакалейщика – Надо ли тут «местного»?

Он выглядел худощаво и молодо; казался уставшим, несмотря на утро, с наскоро причесанными сквозь пальцы волосами. – При такой формулировке получается, что у вас утро было с наскоро причесанными волосами, а не кощун)) И сквозь пальцы – это как? «Причесанные пальцами» тогда уж. «…несмотря на ранний час и наскоро расчесанные пальцами волосы»

и стал нашептывать каждой, как своей любовнице – и стал что-то ласково нашептывать каждой, будто любовнице

Старые бабки, покрытые высохшими рисунками рунической письменности, опирались на плечи друг другу и недовольно оглядывали Луку. К ним обычно шли ворожить, а к кощуну — развораживать. Вдобавок, он был молод, а этого уже никто простить не мог. – Объясню, что не так, на мой взгляд. Не хватает небольшой вставки после слов о недовольных взглядах, иначе дальше идет прям какое-то нарушение причинно-следственных связей. Мол, бабки глядели недовольно, потому что к Луке ходили развораживать. Тут ок, но потом вылезает это «вдобавок, он был молод». Почему последнее так задевало старух? Потому что сами они давно не молоды или потому что какой-то молодой хлыщ раз за разом оказывается сильнее их? Либо тут все вместе. Мне вот не хватило здесь конкретики. Предлагаю такой вариант, чисто вот для сравнения. Мне кажется, что так будет больше логичности и завершенности.
Старые бабки, покрытые высохшими рисунками рунической письменности, опирались на плечи друг другу и недовольно оглядывали Луку. Кощуна они не любили. К ним обычно шли ворожить, а к нему — развораживать. Вечно все труды насмарку. И из-за кого? Ладно был бы стар и сед, как они, а он ведь был молод, и этого бабки кощуну простить никак не могли.

совсем юные глаза Ариши – Глаза не могут быть совсем юными, либо юные, либо нет))

готовые порвать толпу напротив – Растерзать?

Полетели женские охи, а вместе с ними и сам Лука. – Это прям как из анекдота)) Она любила его и пирожки с капустой)) Непохоже, чтобы вам был нужен комический эффект, лучше поправить в таком случае.

Кажись, для этого они и собрались, размышлял Лука, сидя на берегу и наслаждаясь прохладным ветром. – «Кажись, для этого они и собрались» – размышлял Лука, сидя на берегу и наслаждаясь прохладным ветром.

Странное поведение камня на присутствие Ариши – странная реакция на присутствие

ввели кощуна в раздумья – заставили кощуна задуматься

По сюжету хочу сказать, что намудрили вы знатно. Очень хаотично. Нет, понятно, что тут у нас «День сурка» в отдельно взятой хижине мага\не мага кощуна.

Я далеко не самый внимательный читатель, поэтому вероятность того, что пропустила какие-то важные моменты в рассказе, крайне велика. В общем, если верно поняла, то кощун хочет вернуть магию, но при этом загадал жить вечно, так? Или его как раз из-за попыток вернуть магию закрутило в эту сурковую ленту?

Для меня осталось неясным, откуда Лука изначально достал это волшебное яйцо, но ладно, хотя бы мотивы стали ясны уже ближе к концу. А так скачки от одного дня к другому довольно путаные вышли, на мой взгляд.
В остальном вы меня запутали, автор, причем в плохом смысле слова. То у нас тут любовь вылезла, как трансформирующая и пробуждающая магию сила, то самопожертвование.

Кстати, я, как говорится, дико экскьюзми, а то, что бабки колдовали, разве не говорит о том, что магия итак жива? А то, что изначально к Луке пришли с претензией по поводу колдовства Ариши?
Сперва я ничего не понял, а потом опять ничего не понял.


В общем, не оценила я пока ваш рассказ никак, потому что вроде и сюжет есть, хотя и прет он через те еще буреломы, и герой интересный, но при этом оставшийся для меня лично невнятным. Казалось бы, и минусовать не за что, но и плюсовать пока тоже особых причин не вижу. Оставлю пока без оценки.

   Сообщение № 10. 16 октября 2021 г. в 19:59, Disha пишет:
Disha ( Offline )
Сотрясатель Вселенной на полставки

*
Магистр
Сообщений: 446
профиль

Репутация: 57
мне понравилось, ловите плюсик. в отличие от рассказов многих "корифеев" тут нет воды, читается легко и содержательно. радует что тут нет ылафгаиодаифыоаиоффоаэлей и щфыатфжтфждыатфжлыаторнов (фэнтези без имени в шестнадцать слогов- ну почти не фэнтези). и не обращайте внимания на критиков, которые цепляются к мелочам- можно подумать они в те времена подрабатывали хроникерами

Добавлено через 7 мин. 46 с.

Цитата(Крошка Элли)
Так это славянский мир?? Ну, тогда точно - двойка. В этом мире магов не было. Как и магии.


Вы для начала двойку Сапковскому влепите. В славянских мифах и ведьмаков не было, одни ведьмы. И вообще, стесняюсь спросить, вам кто давал докУмент на права истины в последней инстанции- что включать в фэнтези, а что нет? цветущий забор ей не понравился... мохом он, возможно, зарос и к этому вполне применимо "зацвел". Забор может быть "живой изгородью"- то есть роль забора выполняет кустарник или вьющиеся растения на металлическом каркасе. Где вы нашли в тексте что забор был дощатый? Выдаете желаемое за действительное. Гугл на запрос "забор зацвел" выдает 220 тыс. страниц, причем большинство- из СМИ. Всем напишите что они невежды. Может вам переключиться на разбор энциклопедий? Там ваши придирки будут в тему, а к фантазийным мирам обвинения в "неправдоподобности" применимы с большой натяжкой, на то они и фэнтезийные.

   Сообщение № 11. 16 октября 2021 г. в 21:59, Кларк пишет:
Кларк ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1072
профиль

Репутация: 169
Рассказ прочитан. Стало понятно, что автор начинающий писатель, а это сразу меня размягчило. Знаю, что первые попытки редко удачны. Текст надо было показать редактору перед конкурсом. Много несуразных обидных опечаток, которые легко пропустить в своём творении. Повествование сумбурное, прыгает и шатается. От не продуманной порывистости неточности и ляпы в описании.
А теперь о хорошем. Во второй половине рассказа заметно, что автор уже ловит кайф от своего творения и читатель поймал этот настрой. Увлекательно и интересно. Фантазия работает у вас и требуется практика в писательском ремесле. Прочитала выше справедливую критику на ваш рассказ .
Совершенно с ней согласна. Ни грамма хейта нет, только по делу. Если вы умны, то примите к сведению. Если хотите обидеться, то поводов будет предостаточно. Удачи и совершенствования. Хочу поддержать начписа и ставлю плюс.

   Сообщение № 12. 17 октября 2021 г. в 05:42, Фрекенбок пишет:
Фрекенбок ( Offline )
Читатель

*
Демон
Сообщений: 1257
профиль

Репутация: 316
Для меня это рассказ о любви.
Сначала Кощун видит событие во сне, потом оно наяву происходит.
Такой рассказ трудно написать внятным, понятным, нужен большой талант.
Из сновидений переход в реальность трудно описать, даже гениальному писателю.
Автору удалось исполнить свою задумку в рассказе, как это ни странно.
Мне всегда тяжело писать о минусах в рассказах — пишут ведь начинающие авторы, это умные люди, они осознают свои способности сами.
Интуиция подсказывает мне, что автор далеко пойдёт своей дорогой.


   Сообщение № 13. 17 октября 2021 г. в 17:18, Алеся Ясногорцева пишет:
Алеся Ясногорцева ( Offline )
Коммунистка

*
Сочинитель
Сообщений: 968
профиль

Репутация: 285
Я прочитала рассказ.
Главный герой - не кощун. У кощунов была другая специализация - они гадали на человеческих костях. Позже у славян это стало осуждаться, и слово "кощун" стало употребляться в значении "тот, кто посягает на святое". Важно отметить, что это не было связано с принятием христианства - у христиан как раз очень распространены подобные фокусы, с мощами. Он скорее, волхв, или ведун.
Очень интересная мысль - о том, как маги-реакционеры боялись прогресса:
Цитата
Несмотря на то, что и те и другие вели себя осторожно, стараясь соблюдать общие законы, магия пугала людей, а магов пугало желание человека подчинять себе природные стихии, как, например, постройка водяных и ветряных мельниц

И читатель настраивается на то,, что ГГ будет отрицательным, гонителем прогресса и всё такое. Но он оказывается противоречивым, а основной идеей - не борьба магов против прогресса, а осуждение усобиц между князьями. По-настоящему отрицательными героями оказываются Василий и его банда. И когда они нападают на деревню, кощун и его возлюбленная, тож имеющая магические способности, прячется в мельнице, несмотря на то, что изначально они не принимали мельниц. Таким образом, технический прогресс всё же победил.

   Сообщение № 14. 18 октября 2021 г. в 01:44, Регина пишет:
Регина ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1061
профиль

Репутация: 175
Здравствуйте, Автор!

Спасибо за приглашение. В тексте копаться не буду, есть кое-какие языковые недочеты, стилистические шероховатости, но в целом, написано все вполне ровно и довольно читабельно. Не буду Вас особо мариновать - мне понравилось. За героев искренне переживала, сюжет выстроен хорошо, повествование затягивает... Что-то меня на какую-то канцелярщину пробило - простите, Автор! - температура (((

Короче, ловите "плюсик" . Удачи Вам! И всего доброго!

   Сообщение № 15. 18 октября 2021 г. в 13:58, Лизетта пишет:
Лизетта ( Offline )
Мышь. Просто мышь

*
Магистр
Сообщений: 632
профиль

Репутация: 87
Цитата(Крошка Элли)
Сварог - это языческий бог древних славян. Что такое руна, вы знаете. Как можно это совместить? Дичайшее невежество!

Если чуть-чуть подчистить невежество, то совместить можно. Было такое славянское руническое письмо, руница, к которой относят каруну, бояновы руны, велесицу и прочие. С одной стороны, официальная наука его (руническое письмо) не очень признаёт. С другой - такая концепция существует. А если посмотреть на всё это сверху - можно заметить, у нас здесь фэнтези, а не семинар по футарку.
Теперь собственно к рассказу. Прочитала.
Первые абзацы обычно дают понять, чего можно ожидать от стиля. Поэтому сейчас на них порезвлюсь, чтобы потом не отвлекаться.
Цитата
Заросшая мхом дверь приоткрылась и тут же громко захлопнулась.
Игнат, сын местного бакалейщика, успел разглядеть лишь показавшийся в просвете выпученный глаз на молодом лице.

Обнаружились системные дыры в логике текста. Создаётся впечатление, что автор просто складывает слова, создавая для читателя некую картинку, с движением и звуком. Движение и звук - это хорошо. А вот то, что автор эту картинку сам не видит/не слышит, или видит размытую - уже хуже.
Первое предложение. Автор, попробуйте сами чуть-чуть приоткрыть тяжёлую дверь, а потом захлопнуть её с громким звуком. Уверяю вас, не получится. Чем шире открыта дверь, тем громче звук.
Второе предложение. Про "местного" тут уже писали. Лишнее слово. Был бы "бакалейщик из соседнего села", и эта географическая привязка имела бы значение для сюжета - да, было бы оправдано.
Поехали дальше. Проведите очередной эксперимент: находясь на свету, посмотрите в щёлку приоткрывшейся на мгновение двери, за которой вы поставите приятеля: что вы там увидите? Из света - в относительной темноте? Один глаз, поместившийся в щёлке - вполне возможно. А вот то, что лицо у владельца глаза лицо молодое - крайне маловероятно.
Вот из середины ещё:
Цитата
Ее глаза загорелись детским любопытством. Дыхание перехватило.

Глаза загорелись - понятно, вроде бы вижу. А вот я должна понять, что у девушки "дыхание перехватило"? Она всхлипнула, глубоко вздохнула, перестала дышать? Ах, да, это автор, наблюдающий откуда-то сверху нам сообщил: дыхание перехватило. И, упс, картинка тут-же заколебалась и начала расплываться.
Надеюсь, что концепция понятна и вы сможете свои картинки увидеть, услышать и соответственно поправить.
Не хотела отвлекаться от сюжета, но не могу молчать: автор, не бывает в природе "надутых перин". Думаю, мы и сами это знаете, просто поленились подобрать слово, отражающее пышность и мягкость. Лень в подборе синонимов - это очень, очень плохо.
А "таперича" в авторской речи, до поры страдавшей лишь лёгкими приступами канцелярита - ещё хуже.
Подмостки - это не мостки. Слова вырываются не "из" человека, а "у" него.
За "смелый подвиг" даже не знаю, что сделаю :(
Разозлил вы меня, автор. Придумали замечательную историю, с великолепным "днём сурка", с динамикой, с картинкой, с достаточно живыми персонажами. Только вот картинка эта периодически начинает мерцать и бледнеть, а персонажи застывают и ждут, пока автор мне из действия откомментирует.
Но плюс всё равно поставлю, потому что история состоялась и запомнилась.

   Сообщение № 16. 18 октября 2021 г. в 23:05, whithcer_teacher пишет:
whithcer_teacher ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 15
профиль

Репутация: 6
Атмосферный текст, кажется, что вы знаете о сюжете и героях гораздо больше, чем пишете. Может будет продолжение? Сама история затягивает, но ещё хочется отметить своеобразный колорит, за него отдельная благодарность. Переживал за героев, теперь за вас. Удачи в полуфинале.

   Сообщение № 17. 20 октября 2021 г. в 21:10, Табита пишет:
Табита ( Offline )
Странник

*
Архонт
Сообщений: 1951
профиль

Репутация: 289
Здравствуйте, автор! Я прочитала ваш рассказ.

Начну с того, что род деятельности героя меня смутил. Для меня (спасибо Рыбакову) кощуны («кощюны») были исключительно мифами, обрядовым фольклором, а сказители мифов – волхвы-кощунники. Конечно, это не отменяет того, что волхвов, передающих из поколения в поколение религиозно-мифологические басни, можно назвать и просто кощунами. Но это, всё же, старцы, которых приходил послушать народ.
У вас Лука – кощун. «Выглядел худощаво и молодо». (Так выглядел или был?)
Он «развораживает».
Цитата
Кощуны знают лишь, как снимать магические чары, — говорит Яким. — Ты не умеешь колдовать.
Цитата
Магическими способностями Лука не обладал.

Конечно, можно предположить, что вы так поиграли с «кощным», Кощуем (он же Кощей). В древнеславянской мифологии этот образ – представитель «иного» царства, враждебного человеку. Идею вы не изменили – Кощей хочет быть бессмертным.
И, конечно, есть яйцо.
Цитата
На мудреной подставке крепилось полупрозрачное яйцо.
(Кстати, «мудрёная подставка» - беспомощное описание, кмк)
Цитата
Казалось, будто он молился таинственному артефакту в виде яйца, а тот лишь изредка подмигивал ему разными цветами, и все оттенки были темными.
(Артефакт? Ну мы же не на археологических раскопках)
Цитата
Волшебное яйцо сверкнуло белым цветом.

Яйцо – символ жизни, жизненное начало вечно. И смерть Кощея традиционно в яйце (ну Кощея ещё сжигали, и заговорённые стрелы убивали, но это не наш случай).
Ещё кощуны упоминаются в погребальной обрядовости. Собственно, тут противоречий с Кощеем нет.
Только традиционно Кощей крадёт девушку, ваш кощун Лука спасает девушку. Но на то авторская воля.

Идея с повторяющимся «сегодняшним» днём мне понравилась. И представление о «вечной жизни».
Цитата
— Огромная удача, что ты смог выловить камень даже с небольшим зарядом. А что ты попросил?
— Вечную жизнь. Вот только у этой диковины свои извращенные представления о вечности.
— Возможно, ты получишь бессмертие, когда не будешь хотеть жить.
— Замечательно.
— Или станешь бессмертным в старости.

И тут я вынуждена перейти к тому, что для меня просто несовместимо, даже в авторской фантазии. Я не знаю, погружались ли вы в фольклорные мотивы (может я сама за вас напридумывала смыслов), или просто в интернете почитали всякие статейки, но как можно с кощунами в текст приплетать магов? Ну волхвы же. Не хотите в явное «славянофильсво» (хотя с кощунами, Китежем и т.п. – не верю), то можно их хотя бы волшебниками назвать. Тем более камни и руны у вас волшебные. Не хотите «поттериану», ну чародеями назвали бы. Но «боевые маги» под Китежем – это уже перебор.
А вы ведь нас отсылаете к XIII веку, Китеж-граду, что стоял на озере, а рядом река Люнда. У вас деревня Людна.
Цитата
В деревне Людна, которая располагалась ровно в середине пути между Новгородом и Китежом
Вы старательно погрузили в кощунословие, Китеж, яйцо, бессмертие… и вот тебе, читатель, «Слеза Тары» и богиня Тара… Где вы её взяли? Да не было такой у славян. Это новодел. Вы ещё богиню Девану возьмите… Понимаю, что мир вами выдуман, ну тогда к чему фольклорные отсылки?
Макошь, Лада, Леля были. Купала, Кострома, Морена.
Если покажете мне в археологических исследованиях Рыбакова упоминание о Таре, то вопрос сниму. Возможно, уже не помню.

Кстати, почему
Цитата
Молодежь собралась у реки. Тут на берегу взрослые братья рьяно отстаивали честь сестры. Не может дочь мельника колдовать.
Как-то категорично. Следуя фольклорной традиции, могла бы. Считалось же, что мельники задабривали водяного.

Руны – это, всё же, письменность. Понятно, что символы, но когда в тексте «сварожий талисман», то понятнее, что ли. А то кожа магов и кощуна исписана рунами, и руны волшебные и сварожья руна. Как-то перебор с рунами. (И что за «рисунки рунической письменности»? Вы определитесь – письменность или рисунки у вас)

Это я про смыслы. А вот с языком тоже не всё гладко.
Про взгляд, «прошедший сиротство и голод»; про «переворошивший» зябликов скрип и т.п. повторяться не буду.
И диалоги топорные, что ли:
Цитата
— Чем ты занимаешься?
— Пытаюсь отыскать магию.
— Жаль, что ты потерял ее. Я бы помогла, но не знаю, как она выглядит.
— Без нее моя жизнь похожа на боль.
— Как интересно.
— Напротив. Уже весьма обыденно.
Ну это очень странный обмен слов…

И сумбурно как-то, текст скачет, сюжет скачет…

Юмор встречается.
Свернутый текст
Иногда улыбалась:
Цитата
А деваха и вправду хороша, жаль губить. Вот, коли страшная была бы...
Цитата
— Ты живешь один?
— С дедушкой.
— И где он?
— Во дворе под оградкой.

Иногда – нет.
Цитата
Лука сделал шаг назад и развел руки в стороны.
— Вот и все, — спокойно произнес он. — Ничего не произошло.
Ариша покосилась на братьев. Те молчали. Из толпы кто-то крикнул:
— Кощун-то ряженый!
Что это было? «Говорят, царь – ненастоящий!»

А вот с мягко щекочущих нос запечённых яблок я посмеялась. Картинка представилась милая))


Итог: Минус не ставлю – идея мне приглянулась. На плюс как-то много размышлений получилось. Оставлю без оценки, но с надеждой, что рассказ вы переосмыслите, улучшите.

Спасибо и желаю творческих удач!

П.С.1
Возможно, кощун – т.е. миф, и есть ваш рассказ.

П.С.2
В качестве небольшого пояснения:
Когда я говорю о славянской мифологии, то, как и любой образованный человек, понимаю, что это совокупность мифов славянских народов, которые проживали также и в Центральной и Восточной Европе. Это ничего не меняет. К примеру, в трудах польского историка Гейштора, изучавшего славянскую мифологию, вы также не встретите никакого упоминания магии, так всё те же волхвы и жрецы.
Если в широком смысле – славянское фэнтези, то тот же Сапковский переосмысливал европейские сказки, не только фольклор.
Здесь мы имеем вполне конкретные отсылки к славянскому фольклору. Даже конкретно – Новгород, мифический Китеж-град. Поэтому-то и возникает диссонанс с боевыми магами. С магами, которые задабривали лешего жертвоприношениями. Эти же маги, кстати, потом названы колдунами. Вот в таком виде диссонанса нет.


   Сообщение № 18. 21 ноября 2021 г. в 06:27, Ariostro пишет:
Ariostro ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 182
профиль

Репутация: 115
Автор, я с удовольствием погрузилась в мир вашего рассказа, с интересом дочитала до конца и даже могу сказать, что в целом рассказ мне понравился. В целом. Но не в частностях.

Вы придумали интересных персонажей — кощун и Ариша. Вы поселили их в интересный мир, где обычные люди соседствуют с теми, кто заколдовывает, и тем, кто расколдовывает. И повторяющиеся дни кощуна — хоть и не новая идея, но в таком антураже я её ещё не встречала. И попытки кощуна всё переиграть, чтобы спасти Аришу — тоже хорошо. И его решение переметнуться к разбойникам, чтобы помогать им разбойничать — ошарашивает, поэтому я считаю это удачным поворотом.

Но во время чтения возникает множество вопросов. Например, возраст Ариши. То она совсем девочка, ребёнок — то кощун чуть ли не свататься к ней идёт. Я так и не поняла, сколько же ей лет. Положение кощуна в этом поселении тоже вызывает вопросы: казалось бы, его должны уважать и побаиваться за то, что он выполняет уникальную работу. Но нет, его легко и охотно колотят братья Ариши.

Сцены перескоков времени прописаны небрежно, с первого раза ничего не понятно, приходится разбираться. И я всё равно толком не поняла, сколько там дней у героя прошло — один и тот же, когда он снова и снова ходил к мельнице разоблачать Аришу, потом другой, когда он пошёл её навестить, потом третий, когда пришли разбойники и сначала убили её, а потом не убили?

"Переворошил зябликов", "рисунки письменности", "яблоки щекотали нос", "сарафан с рукавами" — самые запомнившиеся из неудачных фраз. В общем, мне показалось, что рассказ не отлежался, не был до конца продуман и вычитан. Наверное, времени не хватило. А жаль!


1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.org