Колыбельная для космического кашалота < Fancon.org - форум Арт-пространство «Понедельник»


 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Колыбельная для космического кашалота, Обсуждение. Открытый конкурс 2022
   Сообщение № 1. 16 января 2022 г. в 15:00, Призрак Форума пишет:
Открытый конкурс 2022

«Колыбельная для космического кашалота»


Текст рассказа: «Колыбельная для космического кашалота»


Общее голосование предварительного этапа (открыто до 16 февраля 2022 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 17 января 2022 г. в 18:47, Своя пишет:
Своя ( Offline )
Мир вам!

*
Творец
Сообщений: 4085
профиль

Репутация: 1082
Автор, вы крутой профессионал. Вы, словно иллюзионист, который использует ловкость рук, но кажется, что происходит магия. И я хочу отметить те волшебные секретики, которые смогла рассмотреть, чтобы другие люди, так же как и я, порадовались и смогли подсмотреть за тонкостями писательского мастерства.
В финал нажала.

Итак, погнали!
1) Использовано приём писательской эвокации (1).
Свернутый текст
Я считаю должным акцентировать внимание, что во вступлении использовано очень мощный писательский приём – эвокацию.
«Девочку звали Луна. С ударением на «у»».
И в моей башке сразу – хоба – вспомнился припев мирового хита, песня Alessandro Safina «Luna», где он поёт именно как «лУна ту…». Одна из любимых песен, кстати, поэтому внимание на это ударение в имени персонажа невольно вызвало во мне дополнительный «позитивный комплаенс» к восприятию текста.

И думаю, вероятно, что это совершенно не случайно. В книге James Hynes «Writing Great Fiction: Storytelling Tips and Techniques» приём эвокации описывается приблизительно так:

«Писатели используют свое умение обращаться со словами, чтобы вызывать сцены из своего воображения с достаточной детализацией, чтобы читатели, не задумываясь об этом, использовали свое собственное воображение и воспоминания, вызванные сенсорными впечатлениями» (в данном случае отсылка к известной песне – упор на эмоции через знакомый звук) / «Writers use their skill with words to call forth scenes from their imaginations in enough detail that readers, without really thinking about it, use their own imaginations and memories sensory impressions are evoked.»

«Вы не просто позволяете читателям визуализировать себя в определенных ситуациях, но побуждаете их эмоционально взаимодействовать с ситуацией так же, как если бы они действительно переживали ее в реальной жизни» / «You don’t just allow readers to visualize themselves in certain situations, but you prompt them to engage with the situation emotionally in the same way they would if they were actually experiencing it in real life»

Проще говоря, в рассказе сделан акцент на слово, созвучное с очень известным мировым хитом. А значит множество читателей сразу и неосознанно смогут погрузится в личные воспоминания и чувства, связанные с песней, буквально с первых букв – словом, это стремительно втягивает в приятные эмоции во время чтения.
Очень крутой приём. Многие не знают о нём. Но здесь, думаю, он применяется вполне осознанно (мне так кажется). Т.е. автор решил начать из самых сильных ходов. И я хочу похвалить за это, ибо этот нюанс выдает почерк писателя-профессионала.


2. Использовано персонажа детского возраста (2).
Свернутый текст
Как говорил один из самых известных авторов вьетнамской литературы Нгуен Нят Анем (в 2010 году книга «Дай мне билет в детство» была удостоена Премии писателей стран Юго-Восточной Азии):
«Я пишу эту книгу не для детей. Я пишу для тех, кто когда-то были детьми.»
Известно, что все мы родом из детства. Это время каждому не просто знакомо. Оно пропитано самыми сильными эмоциями. Проще говоря, детские/подростковые персонажи вызывают интенсивный эмоциональный отклик в читателя, ибо поднимают сокровенные чувства из самых тайных сердечных глубин и из самых тёмных пучин памяти.


3. Персонаж-сирота(3).
Свернутый текст
«Потому что мамы у Луны не было. Почти с самого начала. Были только бабушка, детдом и Лёвка.»
«— У неё прогрессирующая деменция. Она не в состоянии заботиться о ребёнке. — Кажется, это были последние слова, которые Луна слышала о своей бабушке.»
«…отец стрелял в мать, закрывшую своим телом ребёнка — её, годовалую Луну. Пуля прошила мать навылет, войдя в голову дочери, и остановилась в пяти миллиметрах от мозга. Каких-то пяти миллиметрах. Правый глаз Луны спасти не удалось».

Мало того, что у нас гг – девчёнка. Но уже в первых абзацах мы узнаем, что она сирота. Чуть позже мы дополнительно узнаем, что её ещё и подстрелил отец.
У подружки Ёлки маман тоже распотрошилась на органы («— Моя мама, — вдруг сказала Ёлка. — Она продала себя на органы, чтобы я могла оказаться здесь.»)
Ух, сколько тяжелых элементов сошлось в одном рассказике.
Да у автора в рассказе, т.е. в рукавах, торчат одни козыри!
*Шепотом
Автор, вы – огонище!
Все мы знаем, насколько популярны мультики Диснея. И почти все главные герои являются полными или частичными сиротами. Кроме трагичного объяснения, связанного с личной жизнью Уолта Диснея, есть практические причины делать героев сиротами. Как говорил Дон Хан (работал над «Малефисентой», фильмами «Король Лев» и «Красавица и чудовище»):
- «диснеевские фильмы — о взрослении»;
- «персонажи должны бороться, чтобы вырасти и создать сюжет»;
- «персонажи вырастают гораздо быстрее, когда вы сбрасываете их родителей.»


4. Новые технологии.
Свернутый текст
«Через месяц Луна, не прикасаясь к клавиатуре, печатала уже под тысячу символов в минуту. Выкидывала мысленные импульсы, и те преобразовывались буквами на экране. ».
12 мая 2021 года в журнале "Nature" опубликовали результаты исследования технологий искусственного интеллекта на парализованном человеке. Установлено, что технология "позволила компьютеру печатать до 90 символов в минуту с точностью 94%" под диктовку мыслей человека.
Более подробно можно почитать в публикации (4) под названием «Brain-Computer Interface User Types 90 Characters Per Minute with Mind».
В фантдоп вмонтировано очень свежие научные данные, что является огромным плюсом.


5. Использование сенсорики.
Свернутый текст
Действительно, очень часто встречаю советы, что нужно активно применять сенсорные описания:
- цвета (учитывая также яркость света/глубину темноты и т.д.);
«Радужка её глаза сияла удивительной, наполненной апрелем, синевой.»
- вкуса (сладкий, горький, кислый и т.д.)
«— Не-ет, только не ка-аша...
— Мне с малиновым джемом!»

- обоняния (запах свежей выпечки, цветов после дождя, крови на месте преступления и т.д.),
- звука (в том числе шорох листвы, плямкание собеседника, дробь дождя по крыше и т.д.).
«Рядом, в пестреющем ряской пруду стрекотали лягушки, выпрыгивая на клумбы просушить брюшко. В тот момент на свете не было никого счастливее их. Их и лягушек.»

Это тоже относится к писательской эвокации (см. п. 1). В рассказе эти вещи есть на должном уровне.


6. Камео Биоскептика?
Свернутый текст
«Наслушался дурацких книг Хайнлайна, Рейнольдса, Ларинцева
Одобряю.


7. Смерть друга/любимого.
8. Трагический финал.

Свернутый текст
"Лёву она им простить не могла. Крабы оставили его там, в детдоме. Похоронили заживо вместе со всеми теми, кому не хватило места на «Астре»".
«— Лёвка, что ты знаешь о чёрных дырах?
— То, что они затягивают насовсем.»

Наверное, все знают о пользе приема «смерть друга/любимого» для создания трагического напряжения в сюжете. Даже не буду расписывать.
В твисте окажется, что «безрассудно поступил Лёвка, пробравшись вслед за Луной на «Астру». Ибо он вернулся в сюжет не просто так, а чтобы сделать эффектный печальный финал.


9. Полное соответствие теме конкурса.
Свернутый текст
«Если замедлить все биологические процессы на клеточном уровне, то каждый из нас сможет услышать пульс камней»
«— Она на горизонте событий, — подтвердил второй. — Теперь мы в разных временных измерениях.»

Здесь вечность достигается и биологически, и астрономически, так сказать. Немаловажный ключик к победе – в рассказе чётко дважды очерчена тема конкурса. В публикации под названием «Do You Make These 7 Big Mistakes When Entering Story Contests?» (5) Джон Йоман подчеркивает:
«Заключение: следуйте правилам конкурса. (Каждый конкурс индивидуален.)»/«Solution: follow the contest rules. (Every contest is different.)».
Джон Йоман «оценивал более 6000 работ на Международной премии в области короткометражных произведений Writers' Village».


10. Котики в сюжете.
Свернутый текст
«— Тихо, тихо, не бойся, — шептала Луна коту. — Погоди, миленький.»
Робо-кот, это очень прикольный финт. Автор, вы беспощадны. Ахаха.



Список литературы:
1. James Hynes (2014) "Writing Great Fiction: Storytelling Tips and Techniques" https://www.fcusd.org/cms/lib/CA01001934/Ce...t%20Fiction.pdf (См. стр. 10, раздел под названием «Building Fictional Worlds through Evocation»):

2. Children Character's World in The Story Give Me a Ticket to Childhood by Nguyen Nhat Anh https://knepublishing.com/index.php/Kne-Soc...e/view/763/2203

3. The reason why so many Disney characters are orphans is SO sad (2015) https://www.cosmopolitan.com/uk/entertainme...ns-parents-die/

4. Brain-Computer Interface User Types 90 Characters Per Minute with Mind https://www.the-scientist.com/news-opinion/...with-mind-68762

5. John Yeoman Do You Make These 7 Big Mistakes When Entering Story Contests? https://www.christopherfielden.com/short-st...ry-contests.php

   Сообщение № 3. 17 января 2022 г. в 21:34, Фрекенбок пишет:
Фрекенбок ( Offline )
Читатель

*
Демон
Сообщений: 1257
профиль

Репутация: 316
Рассказ просто чудо какое- то!
Как сон!
Как песня!
Подарок для души!
Настоящее счастье и кот рядом!




   Сообщение № 4. 17 января 2022 г. в 22:02, slavindo пишет:
slavindo ( Offline )
исчадие

*
Мечтатель
Сообщений: 133
профиль

Репутация: 57
Автор, я прочитал этот рассказ. Этот чисто девчачий рассказ. Здесь сильные эмоции, чувства, трогательные воспоминания, потом опять-таки чувства и эмоции. Написано уверенно и красиво. Но мне не хватило во всём этом именно пацанской дерзости и изобретательности. Моему внутреннему логику не хватило логики. Да и сама научно-логическая канва здесь скорее как бантик на платьице из метафор и сильных чувств.

Куда там полетели герои в конце? Ведь чёрная дыра детям не игрушка. Хотя ладно, Интерстеллар нас приучил уже к мысли, что внутри неё находится пятимерный шкаф... Лёвка, появившийся в конце, как чёрт из табакерки - несколько ломает научность происходящего, лично меня он увёл в плоскость сюра. При межзвёздном перелёте стоимость провоза каждого грамма груза на борту получится больше, чем у тонны золота, а тут целый пацан просто забежал и зашкерился где-то в трюме... Пугающая тема. Или вот мама Ёлки продала органы, чтобы пропихнуть на корабль дочь. Интересно, сколько платят за органы обречённые люди на гибнущей планете? А вместе с девочками в космос вылетел банк спермы... Или банка спермы?! Там по тексту можно понять и так и так. Моё воображение мне нарисовало такую жестяную закатанную банку, наподобие килек в томатном соусе.
Тема бессмертия... - не хочется о грустном. Мы понимаем, что в ближайшие минуты героев скорее всего разорвёт гравитацией чёрной дыры, но рвать их будет уже за горизонтом событий, то есть с нашей точки зрения - целую вечность. Ну, тоже вполне себе такая вечная жизнь.

Но это всё придирки. На самом деле мне завидно, ведь мне самому не хватает такой эмоциональности, как в этом рассказе. Механические изобретения, не сдобренные сильными чувствами и захватывающими переживаниями - тоже плохо. Вот бы скрестить то и другое, и стрелять сразу из двух пушек!

   Сообщение № 5. 17 января 2022 г. в 22:08, Aster пишет:
Aster ( Offline )
Странник

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3038
профиль

Репутация: 971
Здравствуйте, автор!
Я к вам из таблички.
Эмоциональный трогательный рассказ, интересная героиня, по-хорошему анимешная, своеобразная, со своим ритмом и окрасом мышления, при этом отлично визуализирована, даже имя её «звучит».

Очень понравилось объёмное, прочувствованное описание способности девочки, разных граней этой способности, проявлений в разных условиях. На мой взгляд, в фантастике умение передать иное восприятие – одна из самых важных вещей, и одна из самых интересных для меня, как для читателя. Здесь это есть. В рассказе (особенно в первой его половине) много удачных, ярких сцен. Отдельно отмечу сцену прощания Луны с бабушкой. Получилось очень сильно. Именно в этом моменте, на мой взгляд, ярче всего проявляются основные черты истории и знаковые моменты: колыбельная, особый внутренний «слух» героини, эмоция. Тема, мотив этой сцены так же звучат очень мощно: состояние человека в коме, вера в то, что его можно услышать, в то, что личность, душа где-то на глубине продолжает жить, чувствовать, воспринимать окружающее, и что верно выбранный тон, особенная музыка может – хотя бы на миг – вернуть, вывести человека из этой глубины. Если честно, этот мотив показался мне сильнее дальнейшей космической истории.

Возможно, так получилось из-за некоторой несбалансированности рассказа. Порой кажется, что мысль и внимание автора переключается с темы на тему: акустические способности и личность девочки, её трагическое прошлое, тяжёлая жизнь в детдоме, история Ёлки, космос и путешествие на Материк, зов чёрной дыры – сами по себе броские, все эти элементы как бы спорят друг с другом.
Наиболее наглядна эта особенность текста (собранность узора истории из красивых, но не совсем ладно собранных элементов) видна в момент появления котика. Котик кажется придуманным именно в процессе записывания рассказа – в отличие от лягушек, упомянутых и в начале, и на космическом корабле. То есть, рассказ смотрелся бы более цельным, если бы вот это объяснение (а лучше какая-то конкретная живая сцена), появился в начале: «Коты всегда реагировали на её призывы. На заднем дворе детдома Луна могла собрать вокруг себя с десяток окрестных котов.»
Далее, по-идее, слух Луны должен был указать на то, что кот не настоящий? Или нет? Понятно, что нужно было объяснить присутствие кота на «Астре», но всё равно этот момент смотрится скорей антуражным, фансервисным элементом, отсылкой-картинкой.

Ещё один момент дисбаланса – очень долгая сцена в начале (та, где Луну уводят «крабы») и в противовес ей – стремительный пересказ событий на Астре. Из-за этой стремительности финальное решение героев кажется неподготовленным и торопливым, из-за чего драматическая, визуально и эмоционально красивая развязка воспринимается несколько скомкано. Так же много вопросов вызывает всемогущество Луны. Из-за скорости второй половины текста превращение необычных способностей девочки в способности фактически безграничные кажется немотивированным. Конечно, для подростковой фантастики это одна из принятых в жанре условностей, но беспечность экипажа «Астры» всё равно не особенно мне понравилась – если я правильно понял, на корабль собирали необычных детей, и, получается, любой из них мог бы угнать шаттл? Кроме того, способности Луны тщательно изучались перед отбытием – и никто не спрогнозировал примерную динамику развития этих способностей? Не меньше вопросов с точки зрения организации полёта вызывает появление на корабле Лёвки. Вообще, с одной стороны, это момент настолько радостный эмоционально, что спрашивать ни о чём не хочется. С другой, пока Луне казалось, что она слышит Лёвку на Земле, история напоминала очень любимый мною «Голос далёкой звезды», и нравилась больше. Способность услышать издалека человека, оставленного на умирающей планете, как ни странно, впечатляла сильнее, чем способность услышать неведомое космическое нечто в чёрной дыре. Наверное, потому, что, как в эпизоде с бабушкой, в этом было что-то очень правдивое, живое, созвучное даже самой обычной жизни. Понятно, что так рассказ получился бы слишком печальным, но, как мне кажется, он мог бы быть как раз более цельным (как раз из-за очень красивого созвучия бабушки и оставленной земли, души в темноте – и единственного друга, которого больше не встретишь). Впрочем, это всё больше в порядке общих размышлений/ощущений, а не рекомендаций или критики.

Ещё пара спорных моментов не имеют прямого отношения к рассказу, скорей, к рассказу в формате конкурса.

Первое – в истории есть момент, который придаёт яркому, необычному тексту с интересным авторским взглядом на звучание вселенной оттенок капустника, сужает его до некого нишевого события форумного масштаба. Вот этот:
"Лёвка мечтал стать космонавтом. Наслушался дурацких книг Хайнлайна, Рейнольдса, Ларинцева." – уважаемый автор, я всё понимаю, но это со всех точек зрения перебор.

Второе – возможно, я что-то упустил, но в истории не очень прослеживается ни тема конкурса, ни твёрдая нф. Способность девочки всё-таки скорей магическая, а упоминание «пульса камней» и свойств чёрной дыры не кажутся мне хотя бы приблизительно раскрывающими тему бессмертия. В центре истории вроде как совсем другая проблематика. Интересная, но другая.

По стилистике – она очень мне понравилась. Ритмично, образно, очень выразительно.
Есть небольшие сбои:
«стрекотали лягушки» – всё-таки лягушки не стрекочут, «Кислород истаивал у чернеющей космической бездны, точно волны, облизывающие берег, точно музыка, истончающаяся в пространстве." – предложение как бы выдыхается в конце, лучше как-то охарактеризовать это «пространство». Так же местами есть перебор с парцелляцией: «Луна никогда не слышала её вслух. Не слышала от мамы. Потому что мамы у Луны не было. Почти с самого начала.»
Но это мелочи, написано хорошо, много моментов с сильным погружением, в плане именно стиля, подачи сцен работа очень изящная. Лично мне не хватило такой же гармонии и баланса в структуре истории, но рассказ всё равно яркий.

   Сообщение № 6. 17 января 2022 г. в 22:57, Шапочка из фольги пишет:
Шапочка из фольги ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 98
профиль

Репутация: 24
Здравствуйте, автор!
Я прочитала рассказ. Мне скорее понравилось, как написано, чем то, что написано. Согласна с предыдущим оратором, что рассказ не сбалансирован. По-хорошему развернуть бы его в повесть, чтобы погрузиться в этот мир и прожить все с персонажами полноценно. Луна как персонаж получилась великолепно!
Рассказ оставил впечатление какой-то неровности. От лиричности и жестких моментов (где мама продала себя на органы, ой-ой) он переходит прямо, я бы сказала, к голиивудскому хеппи-энду, где никто не ушел обиженным.
В рассказе много эмоций, но и вопросов остается не меньше.
Автору желаю удачи!

   Сообщение № 7. 18 января 2022 г. в 00:01, Весёлая пишет:
Весёлая ( Offline )
мимо проходила



Исчадье Ада
Сообщений: 2980
профиль

Репутация: 926
Иииии... здравствуйте!

Рассказ из списка "Самых зацепивших названий", хотя наверное пора его переименовать в список "Вы меня не ждали, а вот зря".
Ну ничего, в жизни каждого автора иногда наступают дни, когда в рассказ приходит гопота от критики. И вот я здесь)

(Я вижу, тут уже побывал Астер? Тем лучше. Можно не копаться в идеях и смыслах, а сразу перейти к читательским впечатлениям)

Скажу честно, что самое начало рассказа мне ну очень зашло! Я вообще люблю янг-эдалт, люблю истории "без купюр" и здесь у меня было ощущение, что вот оно – рассказ для меня!
Но чем больше я читала, тем больше у меня возникало сомнений. Каких? Ща расскажу.

Знаете, признак высокого мастерства – это когда читаешь рассказ, и ты весь там с головой. Когда ты прочитал, вынырнул – и всё ещё там. Когда ты садишься анализировать, и вроде как понимаешь, какие приемы и фишки использовал автор, но тебе пофиг, потому что когда ты читал – ты этого не видел, не чувствовал, не замечал и близко.
Так вот.
Ощущение, что образ девочки ща будет активно использоваться для эксплуатации, чтоб вызывать жалость у читателя, у меня возникло примерно тот момент, когда её тащат, а в голове у героини звучит колыбельная. То есть, вот её схватили, её тащат, она там по ходу очень не рада этому, но совершенно отстранённо так вспоминает колыбельную.
И вот оно вроде сделано очень классно. Технически очень чётко так. Но меня насторожило с ходу. И возможно, если бы дальше продолжилась вот эта техничность, чёткость, я бы нырнула в текст в головой. Но дальше пошли то самое, что только подтвердило мои ожидания: привычный сценарий наворачивания жалости.
Вот тащат героиню... А автор всё накидывает флэшбек за флэшбеком. А её тащат и тащат... А у неё и волосы почему-то воняют потом, и глаз один, и друган тоже один, и росла в приюте, и у бабушки её отняли, и вообще жизнь – боль...
Примерно на лягушках я бросила читать. Мне надоела эта бесконечная жвачка, когда действие всё никак не хочет куда-то развиваться. Казалось, что крабы топчутся на месте, вместо того, чтоб куда-то уже дотащить одну мелкую девчонку и сюжет бы пополз дальше.

Вернулась к рассказу, когда снова пошла по списку, и вспомнила "о, я ж начала читать, и вроде было ничего так!"
И тут у меня возник вопрос к автору:
От чьего лица ведётся рассказ?
Кто там предаётся воспоминаниям? Чьи ощущения, мысли мы считываем из текста? Чьими глазами видим происходящее?
Луны? Или глазами автора?

Смотрите сюда:
Цитата
Мелодия колыбельной не шла из головы. Билась взволнованным прибоем, отстреливала в виски.

Это ПОВ персонажа. Взгляд изнутри головы Луны.
Цитата
— Лёвка-а-а-а-а! — перекрикивала девочка засевшую в голове колыбельную.
Девочку звали Луна. С ударением на «у». 

А это авторский ПОВ.
И у вас такие скачки сплошь и рядом. Особенно раздражает, когда в воспоминаниях девочки внезапно начинается показывание её же самой со стороны. К примеру:
Цитата
Луна помнила, как они сидели с Лёвкой на качелях детдомовского двора, как смотрели в кислородную толщу неба, встрепенувшегося алыми парусами заката, и мечтали о Марсе. Рядом, в пестреющем ряской пруду стрекотали лягушки, выпрыгивая на клумбы просушить брюшко. В тот момент на свете не было никого счастливее их. Их и лягушек.
— Марс — это будущее Земли! — Луна рассказывала другу то, что успела считать в головах взрослых. Радужка её глаза сияла удивительной, наполненной апрелем, синевой.
Лёвка смотрел на хрупкую одноглазую девочку с белёсыми кудряшками и верил ей.
— Однажды махнём, — кивал в ответ.
Лёвка мечтал стать космонавтом. Наслушался дурацких книг Хайнлайна, Рейнольдса, Ларинцева. Наслушался — потому что читать не мог. «Дислексия», — объясняли про него взрослые. А то, что Лёвка сам собрал звукометр, взрослых не занимало.
— Махнём же? — Лёвка воодушевлённо заглядывал в единственный глаз Луны и верил в осуществление.

"Помнила" Луна, однако при этом она видела свой глаз со стороны и отыгрывала ещё и за Лёвку?
Цитата
Наверное, именно из-за притупленного зрения у Луны обострился слух. Слух и кое-что ещё. Вряд ли она могла бы выразить это словами. Скорее — музыкой. «Лунной музыкой», — говорил Лёвка. Такое сращивание имён луноокого спутника и земной Луны казалось ему невероятно удачным.

И тут внезапно пов Левки. Откуда? Если сам Левка в рассказе ещё вообще не появился толком?

Вот эти скачки постоянно сбивают с толку, мешают погрузиться целиком в шкуру вашей героини. Понимаете, автор?

Язык и стилистика
Стилистика мне местами нравится, но
местами язык оооочень перегружен. Вы явно старались придумывать необычные метафоры, но многие из них читаются тяжело, натужно, из-за чего текст про детей вроде бы, а нет вот этой детской лёгкости (к слову, это я о завязке). И в противовес этому, когда героиня на корабле, в окружении девочек, язык становится простым и чуть ли не примитивно штампованным, как в каждой второй истории про девочек, для девочек.
В итоге, если в первой половине рассказа я продиралась, но читать было интересно. То во второй я прям разочаровывалась – ведь только привыкла!
Но вот вначале периодически возникает ощущение, что героиня отдельно, а то, что автор пытается вложить ей в голову – отдельно. Кроме того из-за этой перегруженности появляются ещё и корявые несуразные места.
К примеру:
Цитата
Луну сокрушил стоп-кадр взгляда в упор, перепрыгнувшего оправу очков.

Тут целиком коряво
Цитата
— Нет, Луна. Я этого не говорила — вслух.
Сузившиеся, как от солнечной вспышки, зрачки. Потупленный взгляд Луны. Мелкая дрожь в пальцах, поправляющих повязку на глазу. Она сделала что-то не так?..

Значки видит Луна?
А её потупленный взгляд кто видит?
И что не так сделала повязка?
Цитата
Луна помнила, как они сидели с Лёвкой на качелях детдомовского двора, как смотрели в кислородную толщу неба, встрепенувшегося алыми парусами заката, и мечтали о Марсе. Рядом, в пестреющем ряской пруду стрекотали лягушки, выпрыгивая на клумбы просушить брюшко. В тот момент на свете не было никого счастливее их. Их и лягушек.

Опять же коряво: выпрыгивали лягушки, не было никого счастливее их (читается как лягушек). А потом внезапно "их и лягушек".
Цитата
Луна вырывалась из их клешней. Изо всех своих девчачьих сил. 

Неудачно из/изо. Она вырывалась из клешней и из своих девчачьих сил.

Это не единичные примеры. Корявостей много. И из-за того, что они зачастую соседствуют с непростыми метафоричными образами и обилием причастий – читается это всё довольно фигово. А жаль.

Описания
Туда же к языку. Иногда мне приходилось по несколько раз перечитывать одно и то же предложение, чтобы понять, какой у него вообще смысл, какая картинка (хотя б приблизительно) должна возникнуть в моей голове.
К примеру:
Цитата
Трепыхаясь в руках краба, она словно висела на конце кислородной нити, с одной стороны обрывающейся в её лёгких, с другой — подкатывающей к изножью космоса. Луна чуяла его, это изножье. Кислород истаивал у чернеющей космической бездны, точно волны, облизывающие берег, точно музыка, истончающаяся в пространстве.

Если честно, я затупила на моменте "изножье космоса". Причем, изрядно так. Космос – это же пустота, бесконечное пространство. Для меня оно скорее бездна, в которую падать и падать. Изножье же – это нечто монументальное, массивное.
И как "нить" может "подкатывать"? О_о
В итоге у меня в голове одно противоречит другому. И картинки нет. А кроме того, я опять буксую на месте, вместо того, чтоб двигаться по рассказу дальше. И таких болот в тексте не раз и не два.
Цитата
Такое сращивание имён луноокого спутника и земной Луны казалось ему невероятно удачным.

Это весьма неудачно – назвать Луну (не девочку, а планету) лунооким спутником.

И вот ещё вопрос, который меня занимал до такой степени, что я не раз возвращалась перечитать начало:
Сколько глаз у Луны?
Смотрите:
Цитата
Луна была несказанно этому рада. Рада ещё и потому, что детдомовцы перестали обращать внимание на её отсутствующий глаз. И прекратили нарочно сдёргивать повязку

Я если честно, сперва думала, что у нее один глаз – свой. А второго нет, повязка там.
Потом решила, что под повязкой – имплант. Вот почему:
Цитата
Вживлённый имплант был практически бесполезным. Годился разве что для устрашения — никогда не успевал за взглядом Луны, вращаясь по собственной пугающей траектории. Поэтому воспитатели, ужасаясь и кривясь, заставляли носить повязку.

Но когда Луна не смогла определить расстояние до машины (два см или два метра), я подумала, что у неё глаз один и тот имплант. Но если он постоянно под повязкой... Или не постоянно?
А вот дальше я узнаю, что:
Цитата
"Плакала двумя глазами. Из того, вытекшего, тоже лились слёзы".

То есть, один глаз все же нормальный. Ок. Если один нормальный, второй хоть и имплант, но под повязкой – что мешает, когда её тащат к машине, смотреть одним нормальным глазом?
(Ответ на вопрос "сколько у Луны глаз?" я нашла только в сцене знакомства с Ёлкой)

Ещё мне интересно:
Как Луна вообще ориентировалась в пространстве, если такое монокулярное зрение ей совершенно непривычно и помогает чуть меньше чем никак?
Опять же – если Луна видит всё не так, как люди, и даже не может определить разницу между 2 см и 2 м, почему она так четко различает:
"стоп-кадр взгляда в упор, перепрыгнувшего оправу очков."?
"Сузившиеся, как от солнечной вспышки, зрачки"?
А также
"Крабы кивали, переглядывались и молчали."
И прочие описания, которые автор вставляет, когда ему нужно?
Я даже начинаю подозревать, что прописать целиком ПОВ от лица героини, которая почти не видит, довольно сложная задача. А писать отстраненный авторский ПОВ – так это же не влезть в голову к девочке. А влезть очень надо. Вот автор неопытной рукой и прописывает текст, так ему, автору, в данный момент удобно.
В общем, это тот момент, который очень бы хотелось, чтоб вы проработали. Но опять же, как на мой взгляд, всё зависит от того, на какую ЦА рассчитан рассказ. Если брать таких вот тёток, как я, то мне было бы вкуснее с необычным взглядом изнутри. Но если история (я ща немного забегаю вперед) задумывалась как фантастика для подростков, то чрезмерно усложнять, пожалуй, не стоит. Лучше поискать золотую середину.
У вас языковые средства больше работают на атмосферу, это здорово, этого у рассказа не отнять. Но хочется ещё и кино в голове смотреть. Понимаете?

Ещё вопрос:
Цитата
Когда существование на предыдущей планете становилось невозможным, они переправлялись на следующую, пока технологии не выходили на нужный для заселения погибшей планеты уровень. И какая из планет была истинной прародиной человечества, сейчас вряд ли кто-нибудь мог бы сказать с полной уверенностью. Неоспоримым оставался лишь тот факт, что сегодня Земля умирала.

То есть, предки человеческой цивилизации в вашем рассказе, не с Земли? Потому что вот этот абзац читается именно так, словно Земля всего лишь одна из кучки планет. Но не самая первая, с которой люди отправились покорять космос.

А теперь давайте сыграем в игру:
"Сколько раз слово "бабушка встречается в этом отрывке? И можно ли его местами ликвидировать, прежде чем оно успело набить читателю оскомину?"
Цитата
Луна поймала колющее чувство дежавю. Однажды она уже переживала этот момент «переселения». Переживала тогда, когда её забирали от бабушки и увозили в детдом.
«Астра» должна теперь стать её очередным детдомом, а Земля была её оставленной умирать бабушкой.
— У неё прогрессирующая деменция. Она не в состоянии заботиться о ребёнке. — Кажется, это были последние слова, которые Луна слышала о своей бабушке.
Луна и сама понимала это про бабушку. Сначала та перестала разговаривать, ориентироваться в пространстве, а после и вовсе застыла в своём иссыхающем кресле. Луна пыталась достучаться, но слабые всполохи мыслей в бабушкиной голове затухали. Бабушка казалась живым трупом или, скорее, гробом, в нутре которого захоронили угасающее сознание

Эх, вычитка-вычитка.
Опять же: кресло-то почему иссыхало?
Дальше по тексту есть хорошая фраза про то, что бабушка и кресло уже стали одним целым. Но вот эта опережает события.
Цитата
Луне приходилось уговаривать себя, что боль — всего лишь реакция мозга на давление.

Цитата
Это всего лишь импульсы для мозга, чтобы тот среагировал на опасность повреждения тканей. Среагировал на опасность...

Вот тут меня смущает "научность" в мыслях Луны. Она словно в приюте целыми днями диссер писала.
 
Цитата
Эти двое и сами походили на крабов. Бронированных, головогрудых.

И у меня вместо образа в голове возникает страница из учебника: крабы – тип ракообразных, вид головогрудых... Ну, или как там. Тоже в степь об атмосфере, но отсутствии картинки.

И вот это странное научное мышление для ребёнка, вперемешку с натужными метафорами, делает для меня рассказ очень туговоспринимаемым. В результате я трачу кучу времени, чтоб просто продраться через языковые дебри к смыслу.
При этом, местами у вас получаются очень хорошие штуки. Вроде
"Эта сторона корабля была ныне слепа, как глаз Луны"
Или вот самое начало рассказа. Ну хорошее же! Короткие точные фразы вам удаются куда лучше, чем перегруженные прилагательными и причастиями описания.
Зачем вы постоянно усложняете там, где можно сказать проще? Возможно, хочется вкусности, образности. Возможно, это попытка передать восприятие героини.
Но вот пока оно получается очень не очень, потому что образы, которые вы пытаетесь рисовать, дисгармоничны сами по себе. Если б эта дисгармония шла через весь рассказ чётенько так из головы героини – оно бы выглядело органичнее. Лично я, как читатель, свыклась бы, что это просто Луна, что она вот так воспринимает мир. Ок. Но в рассказе стилистика постоянно скачет. От такой вот натужно-странной, до очень ёмкой, сочной и в итоге уходит в совершенно простяцкую, словно автор устал играться и хочет как можно скорее дописать рассказ.

Сюжет
Итак, треть рассказа у нас занимает завязка. Когда они наконец погрузились на корабль, я даже вздохнула в облегчением. Ура! Поехали!
Если честно, мне было очень интересно – а чё же дальше? Я почему-то ждала, что дальше Луна насчёт как-то действовать, начнется основное эге-гей...
А там такое неспешное опять же бытие на корабле. У меня сложилось впечатление, что всё оно (Корабль, робот, девочки) было нужно только чтоб привязать рассказ к теме бессмертия. Потому что основная история героини она как-то вообще тут мимо скользит. Типа "эгей, малявки, я тут транзитом!" и как оказалось – да.

А вот и привет "Голос моря"!))
Цитата
Но был иной звук, который всецело захватил внимание. Низкий и утробный, звук выступал откуда-то издалека, из глубин самого космоса. Он раскатывался всеохватывающим гулом, мрачным и необъятным, будто шёл из желудка гигантского, как все галактики, кашалота. Неповоротливый дремлющий организм словно поднимался из нутра океанских глубин

Он же, да?)
Кстати, грубоватая лесть автору "Голоса" ранее по тексту тоже считывается))
Цитата
Светлые кудряшки уже не колыхались водорослями, но прилипли ко вспотевшему лбу. Повязка на глазу тоже намокла.

Мне интересно: если на Корабли внезапно включилась гравитация, почему героиня этого не почувствовала? А только кудряшки ко лбу прилипли? И отчего повязка намокла? Весь предыдущий "океан" был ведь не по-настоящему.
Цитата
Ремни безопасности щёлкнули раскрывшимися замками. Соседки Луны повскакивали со своих мест.

Спишем всё на новые технологии, позволяющие девочкам с лёгкостью переносить перегрузки?))))
Цитата
В камбузе было не протолкнуться

На камбузе
Цитата
Вокруг орудующих огромными черпаками поваров собралась детвора.

Цитата
— Не-ет, только не ка-аша...

То есть, в то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной... и детей кормят манной кашей. С малиновым джемом. И комочками.
Хм...
Что ж, это не просто очередной момент, который для меня сигнализирует о неправдоподобности ситуации. Вот знаете, самое начало рассказа (несмотря ни на что) меня зацепило. Я ожидала жёсткого, хлёсткого произведения... Хрен, думаю, с этими привычными штампами: сиротка, необычный дар, приют, злые взрослые, единственный друг.
Но эта каша...
В общем, тут у меня зародились подозрения, что я читаю такую типичную сказочку для подростков (ключевое слово "типичную"). Мне захотелось закрыть рассказ во второй раз.
Но к этому моменту отзыв уже перевалил за 10 тызнов. Ладно, думаю. Дочитаю. Вдруг ошибаюсь и там чёт внезапное?
И таки да!)
Цитата
«Если замедлить все биологические процессы на клеточном уровне, то каждый из нас сможет услышать пульс камней».

Вот честно: пульс камней и вообще общий смысл фразы – это очень круто!
Но "если замедлить все биологические процессы на клеточном уровне" – это жопа. И жопа тем более, что это речь Лёвки.
Ну неужели, если вы пишете НФ, вы не можете сказать то же самое, но простым языком? Или у вас там приют для вундеркиндов, где дети мыслить простыми категориями ваще не умеют, а даже в столовую идут такие "Что сегодня на ужин? Свернувшиеся животные белки хордовых? Надеюсь, хоть гарнир без глютена"
Да-да, я помню, что "Лёвка сам собрал звукометр". Кстати, а из чего?
Что у них там за приют такой, где дети так усиленно занимаются наукой?

Очень смутили уникальные девочки, собранные на "Астре".
В последний момент, когда планете уже каюк.
У меня вопрос: а раньше чё? Почему этих "уникальных" не собрали раньше всех в одном месте, а судя по сцене с Луной, в последний момент собирали на корабль? (Ой, мне ща такой пошлый анекдот вспомнился!)
Цитата
уверенно припечатав мысленным «Прочь с дороги!»

Внезапно! А с чего это вдруг Луна начала мысленно управлять людьми? К слову, почему, когда её тащили к машине, она не проделала такой фокус? Почему до тех крабов она не смогла достучаться, а тут смогла?

Котика я оценила)
Коты-роботы на корабле с уникальными девочками – это отличная фишка для ЦА!
Цитата
Моя мама, — вдруг сказала Ёлка. — Она продала себя на органы, чтобы я могла оказаться здесь.

Оу! А как же "уникальные девочки"?
Ай-яй-яй, и тут всё куплено)
Цитата
«Несмотря на замедление всех жизненных процессов на клеточном уровне, сознание «одноглазой девочки» развивается прежним темпом», — тикало в голове кота.

А откуда оно взялось это замедление? Само собой возникло? Просто потому, что девочек впихнули в корабль?
И тут же ответ:
Цитата
Похоже, коты (Луна обнаружила на корабле с десяток) являлись приборами, обеспечивающими процесс. Возможно, они распространяли специальные волны или что-то ещё...

Ну да, ну да. Твердая НФ. Никаких сомнений!))))

Рояльный Лёвка не удивил)
Как и лёгкость, с какой Луне и Лёвке удалось свалить с корабля.
В общем, первую половину рассказа я была заинтригована и ждала, что будет дальше. А вторая половина разочаровала :(
В итоге, имеем полный набор для девочкового романа: избранная, котики, рояли...
Однако расписать рассказ на несколько алок – и вот вам первый том.
Уверена, для подростковой ЦА такая история будет очень интересна. Это я говорю без иронии, совершенно серьезно.

Удачи вам, автор!

   Сообщение № 8. 18 января 2022 г. в 00:30, Весёлая пишет:
Весёлая ( Offline )
мимо проходила



Исчадье Ада
Сообщений: 2980
профиль

Репутация: 926
Внезапный постскриптум.

(Прочитала другие комментарии и захотелось добавить)

Песню Luna в исполнении Алессандро Сафина я знаю, люблю. Никаких ассоциаций с ней в связи с именем героини не возникло и близко)
Мне больше кажется, что автор назвал героиню для ассоциативного ряда со спутником Земли)

   Сообщение № 9. 18 января 2022 г. в 15:11, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Offline )
The Original Naked Mole-Rat

*
Архимаг
Сообщений: 963
профиль

Репутация: 400
Ооох! Привет, дорогой автор! Вы меня позвали, но я, честно говоря, не особо понимаю, зачем) Чтобы оценить "Кашалота", нужна зашкаливающая эмпатия. Здесь же почти буквально предлагается пожалеть одноглазого котенка! И опять злой отец (очень злой), и с милым другом разлучили, и все такое. Шутки про слезодавилки обрели плоть, в общем.

Ладно, давайте чуть больше конструктива.

Написано хорошо. Тут спорить я не буду, и, думаю, никто не будет. И есть светлое пятно в виде эпизода с бабушкой. Это трогательно, факт.

Написано на максимально безопасную тему с максимально безопасными сюжетными ходами. Раскрытия бессмертия, как по мне, в истории особо-то и нет.

Левка - рояль в кустах эпичнейших масштабов. Ну вот просто не верю!

Финал - это просто meh. Хорошо, что книжный шкаф, как в Интерстелларе, не вылез. Ууу, ненавижу Интерстеллар!

Тем не менее, сказать, что этот рассказ плохой, рука не поднимается. Наверное, не плохой, хотя бы из-за сцены с бабушкой. Но до кучи он очень манипулятивный и слезливо-слащавый. То есть, в моем лице поклонника он не найдет, это без шансов.

Не финал.

   Сообщение № 10. 19 января 2022 г. в 08:56, Tehnik пишет:
Tehnik ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 73
профиль

Репутация: 26
Интересно вы Автор хакнули идею со звуками в космосе. Разве что про бессмертие задумался. Оно конечно не в озвученной идее про замедление на клеточном уровне, но скорее в застрявшей в вечности шлюпке, как я понял.
Напомнило кстати “Есть скафандр - готов путешествовать”. Не сюжетом, a по духу.

Комом в горле грустная утопия финала: светлая вера в черную дыру. Раньше дети уходили в Нарнию через шкаф, теперь - через черные дыры.

   Сообщение № 11. 19 января 2022 г. в 15:57, Кларк пишет:
Кларк ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1090
профиль

Репутация: 179
Рассказ прочитан, спасибо за приглашение. Вот фразы, которые выдернули меня из магии вашего певучего слога. Цитаты выдернула и ..

Цитата
Билась взволнованным прибоем, отстреливала в виски.

Её льняные кудряшки, пропахшие потом, прыгали перед глазами,

Луну сокрушил стоп-кадр взгляда в упор, перепрыгнувшего оправу очков.


Боль ушла, оставив незримый отпечаток в мозгу, который Луна ощущала беззвучной чернильной кляксой. Скоро сойдёт на нет.

Глупые мысли в головах утрамбованных рядом девочек


А ритм был так хорош. Вон, вон и сон, сон. Первая половина рассказа берет читателя в плен и эмоциями и подачей событий.
А затем появились крючки, цепляющие читательский интерес в стиле страстей из индийских фильмов.

Цитата
Прочла потом в головах взрослых, что отец стрелял в мать, закрывшую своим телом ребёнка — её, годовалую Луну. Пуля прошила мать навылет, войдя в голову дочери, и остановилась в пят

Моя мама, — вдруг сказала Ёлка. — Она продала себя на органы, чтобы я могла оказаться здесь.
Луну

Так серьезно все? Было бы это не про детей, можно бы вывернуть как стеб или пародию на такого рода слез давильные приемы. И далее пошла катавасия из добавления в сюжет деталей по наитию, как заплаты. Кстати, был рассказ на пролёте, где бабушка рассказывала мальчику о его родителях наркоманах, которые стрелялись при ребёнке и его чуть не задели. Есть аллюзии к моему любимому» голос моря». И это похвально, с кого же ещё брать пример.

Автор, я долго разбор делала вашего произведения , прежде чем написать отзыв. Злопыхательства в моем отзыве нет, а есть прозрение, что такие же ошибки и у меня. И благодарю за это прозрение, оно стоит того, чтобы обиды не истощали наши творческие силы, а толкали к лучшему исполнению замыслов. Спасибо, у вас прекрасная работа. Удачи вам.







   Сообщение № 12. 20 января 2022 г. в 00:24, Донской пишет:
Донской ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 149
профиль

Репутация: 28
А еще там была девочка, которая росла здоровой малышкой, пока ее в полгода мама-эпилептичка во время внезапного припадка не уронила на пол. Девочка повредила позвоночник, и ее парализовало. И лежала она на кровати, как сломанная кукла. И смотрела из окна, к которому ее подносил папа после смерти мамы, на поезда... Автор, я думаю, уже узнал, какое произведение Диккенса я пересказываю, поскольку, вероятно, тщательно изучил творческие методы этого мастера депрессивной литературы, пробивающего на слезу. Но у Диккенса было трудное детство: он хотел учиться в школе, а его отправили работать. Отсюда один шаг до описания, как дети совершают самоубийство в черной дыре.

   Сообщение № 13. 23 января 2022 г. в 23:48, Элен Мэлиан пишет:
Элен Мэлиан ( Offline )
майар

*
Поэт Слова
Сообщений: 1997
профиль

Репутация: 583
Автор, я прочитала ваш рассказ. Приветствую!
Вы меня позвали, для меня это честь!
Какой интересный эмоциональный микс. Сплошной янг-эдалт)))
И чего только нет, даже котики) А вообще мне зашло, Кашалот, звуки космоса, колыбельная.
Многогранно, жаль только логика страдает.
А так очь неплохо, мне было интересно читать.
Удачи! С уважением!

   Сообщение № 14. 24 января 2022 г. в 14:35, Mik пишет:
Mik ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 952
профиль

Репутация: 271
Здравствуйте, автор. Я прочитал ваш рассказ. Скажу честно, через начало продирался. Было скучно. То ли сыграли роль часто используемые шаблоны: "детдом", "трудное детство", "нет друзей", "никто не понимает", "особенный дар", "единственная родная душа". (Прямо Гарри Поттер в девичьем обличье). То ли просто структура неудачно выстроена: вот девочку тащат в неизвестность, и мне же интересно, куда и зачем, но автор говорит не об этом, а начинает пересказывать историю девочки, причем таким примитивным приёмом - просто пересказ читателю от автора. Это даже на внутренний монолог героини не походит. Ну, можно же было предысторию показать менее топорно? Потом, вы, автор, используете целый спектр приёмов, чтобы вызвать сопереживание к героине: и одиночество и непонимание, и особенность с глазом, и необычное имя, и разрыв с близким другом. Прием с именем я, кстати, очень люблю - он всегда работает. Но наверное этих моментов слишком много, и в результате у меня никакого особого сопереживания к Луне не возникло. Но сюжет влечет дальше - туда, на таинственный корабль, уносящий детей неведомо куда.

Ну а потом, автор, мы мое внимание захватили полностью и не отпускали до самого конца. Образ гигантского космического кашалота, который разевает огромный зев, издавая звуки на всю Вселенную - это что-то с чем-то. Это очень круто. Наверное, в этом есть нечто архетипическое, попытка представить непредставимое, познать непознаваемое, объять необъятное. Вам удалось передать зов и влечение Луны к нему. Я словно сам услышал этот зов. И за эти ощущения я говорю вам спасибо.

Конечно, не все в рассказе гладко. Меня совершенно выбило из колеи появление Левки. Как, почему, когда? Думалось даже, что Левка это тоже робот, как сфинкс, что это хитрый план крабов, призванный раскрыть таланты Луны. Но Левка это просто Левка? Достоверность в этом моменте страдает, конечно.

Финал пронзительный. Читатель сам должен решить, что ожидает героев. Мне хочется думать, что Луну всё же там кто-то ждёт. Кто-то большой, сильный и очень добрый.

Удачи!

   Сообщение № 15. 26 января 2022 г. в 12:33, Татьяна Валери пишет:
Татьяна Валери ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1234
профиль

Репутация: 288
Я когда читаю такие рассказы - чувствую себя ребёнком. Потому что кто-то нудный за левым ухом тихонько побуркивает и про логику, и про тему, и про эксплуатацию образов, а я все равно вся там, в рассказе, плачу, смеюсь, танцую... а, не, напеваю. В дыру эту прыгаю. И совершенно плюю на логику. Я короче, из ЦА)))
Спасибо и вфиналище. Если бы тема конкурса была чуть выпуклее, я бы, пожалуй, сказала, что уже нашла себе победителя. Но один из любимцев - точно

   Сообщение № 16. 26 января 2022 г. в 15:53, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 5816
профиль

Репутация: 1449
Приветствую, Автор! Благодарю за доверие.

После прочтения Вашего рассказа прошла пара дней. Поэтому имеет место послевкусие, и оно главным образом от языка. Хорошо написано. Дальше по записям посмотрел - первые 10% специально отмечены. С большим удовольствием читал. Ещё и потому, что я люблю про космос.
Да, я это говорю постоянно: яркий язык требует более суровой редактуры, это Вам (и нам) не Донцова. Т.е. имеют место обороты, к которым есть вопросы. Полагаю, не везде я там буду прав (см. ниже), но спотыкался регулярно, да.

Что касается непосредственно истории.
Не так давно наше всё, мистер Эйлиен, он же Р. Скотт, заснял Воспитанных волками, которых, как быстро выяснилось, смотреть невозможно. Просто потому, что внешнее там построено как отрицание личного. А не как самостоятельное нечто, движимое своими целями.

В рассказе КдКК - шаблонно злые взрослые из тоталитарной организации, которые мало что объясняют, но бездушно волокут на корабль, потом, проходя как мрачные тени, сопровождают в пути на новое место жительства.
Главная героя бурно переживает то, что её оторвали от того малого, что было у неё в жизни. А жизнь у неё так себе: она мало того, что потеряла родителей, бабушку, глаз, стала слышать то, что люди обычно не слышат, так ещё и изгой. Я понимаю, что потеря глаза стала триггером нового СЛУХА, однако флэшбек, что глаза она лишилась, когда папа выстрелил в маму, это как-то совсем перебор.

Далее. У меня масса вопросов по логике происходящего. Ладно, у взрослых - свои цели, они не обязаны их раскрывать. И вести себя могут соответственно. Но как Лёвка попал на корабль и как смог там остаться незамеченным и не сдохнуть от голода? Они ж долго летели:
Цитата
Дни тянулись бесконечным млечнопутьем
Одному ребёнку - не поверите - немало еды нужно. И воды.
Цитата
Моя мама, — вдруг сказала Ёлка. — Она продала себя на органы, чтобы я могла оказаться здесь

Цитата
Возрождение цивилизации на новой планете, — выпалила она словно заученные, вложенные кем-то в голову фразы. — Материк, — шепнула Ёлка. — Так её назвали. Моя мама была астронавтом. Она всё знала.
Т.е., мама, зная, что её ребёнок не пригоден, т.к. отбор идёт по определенным критериям и среди всех слоёв населения - даже из детдомов берут, во имя спасения находит способ её отправить. Туда, где она не подходит под требования и может не выжить.
Цитата
Слишком он был избирательным. Кого-то оставили на Земле, а кого-то сочли «достойными». Почему-то она, Луна, им подходила. Подходила наравне с Ёлкиными деньгами
Тогда по идее Ёлке тоже ничего не светило, и на борту будут девочки из семей миллионеров, а особых миллионов за органы не приобретешь.
И еще вот.
Цитата
Отсек со шлюпками был не заперт
Ну да ладно? На борту полно .. шалуний. Т.е. не очень послушных и любопытных. И отсек мы не закроем. Хоть бы лучше Луна своим электрокинезом его открыла, но только не так.
Про то, что везут одних девочек для возрождения цивилизации я вообще молчу. Там есть варианты, но я всё равно молчу.

Однако ж надо заметить, что в рассказе очень красивый образ квази-чёрной дыры, которая обладает чем-то (разумом что-ли), призывая к себе тех, кто может услышать.

Но всё это ерунда; главная проблема не в этом. И тут нужно сделать большое отступление. Сделать я его не осилю ввиду отсутствия знаний, но примерно расскажу что-к-чему. Смотрите.
Человек привык с дико давних лет воспринимать истории определенным образом. Это зависит от того, что в истории есть, и чего в ней нет, а следовало бы. Одним из первых, кто стал глубоко копать, был Кэмпбелл со своим Тысячеликим героем и где было про первородный миф.
Этот самый мономиф является причиной того, что в искусстве есть понятие композиции, сюжета и т.д., и т.п.
Так вот у Кэмпбелла одним из составных частей является следование Зову. Так вот, то что герои пришли на Зов, предприняв Путешествие, и на этом рассказ закончился, говорит о том, что он не закончен. Т.е. здесь просто неминуемо должно быть развитие.Можно сколько угодно говорить про открытые финалы, но в голове автора - уверен! - есть понимание того, что произошло дальше, но нам это не показали.
*выдыхает

Частности.
Цитата
Краб ухватил её за рёбра
Ну, как бэ можно подхватить под рёбра, схватить за талию, обхватить грудь, за подмышки там. Но не за рёбра и не ухватить.
Цитата
Графитовая черепица детдома, проглядывающего сквозь оголённые ноябрём ветви опустевшего сада, расползалась позади Луны неясным пятном, сливающимся с прилипшими к крыше тучами
Вот энтого многовато. Да, без энтого никуда. Но иногда простые прилагательные лучшей. Как считаете?
Цитата
Рядом, в пестреющем ряской пруду{зпт} стрекотали
Где-то ещё было такое, необособление уточнения. Потерял.
Цитата
Наслушался дурацких книг Хайнлайна, Рейнольдса, Ларинцева
Да лан, норм книги-то.
Цитата
В крайнем случае — колониями на Титане. Казалось, люди прыгали по солнечной системе, что те кузнечики. Когда существование на предыдущей планете
Титан как бэ спутник, не планета.
Цитата
И какая из планет была истинной прародиной человечества
Ну, как-то сомнительно. Из школьной программы исключат все науки?
Цитата
Глупые мысли в головах утрамбованных рядом девочек, Луну не занимали тоже
КМК, эта зпт - след подрезки текста.
Цитата
заскользив по блеклым стенам
Редкий ответственно ёфицированный рассказ. А блёклый, как выяснилось, можно писать и без ё.
Цитата
Соседки Луны повскакивали со своих мест. Кажется, обрадовались. Их животы громко урчали
Луна слышит мысли. Вряд ли она услышит урчание в животах на фоне грохота вскакивающих детей.
Цитата
спотыкались об её косую повязку

*полез смотреть правила (я их не знаю):
Предлог «О» надо писать, когда в следующем за ним слове первый звук согласный. Важно учитывать, что йотированные гласные (е, я, ю) тоже начинаются с согласного звука – «й» https://gramota.me/ob-ili-o-kak-pishetsya
Цитата
Бесшёрстный сфинкс
Это как четырёхлапый кот. Т.е. сфинкс по определению лысый.
Цитата
к Луне проскочила
Подскочила. Проскочила - это ежели на мимо.
Цитата
он возрос многократно
Усилился.
Цитата
несётся в бездонную пасть чёрной, выгоревшей, как её глаз, звезде
Звезды.
Цитата
когда крабы всё же обнаружат безбилетника?
Трудно назвать Лёвку безбилетником, особенно на фоне того, что остальным тоже билетов не давали.
Цитата
Взрослые, позабыв о том, что они взрослые{зпт} скакали
Но не в запятой дело. Почему взрослые скакали? Отчего такая радость? Они ж собирались долететь и долетели. Я понимаю пассажиры в салоне самолёта хлопают, но если б пассажиры увидели, как радостно скачут пилоты, они б натурально офигели. Кроме того, они ж ещё не сели, даже на орбиту не вышли. Рановато радоваться.

*уходит, напевая
Над тенью сонных век,
Словно оберег

   Сообщение № 17. 3 февраля 2022 г. в 02:19, okuma пишет:
okuma ( Offline )
Amabilis insania



Добрый медведь
Сообщений: 1320
профиль

Репутация: 483
Автор, доброго времени суток! По какой-то причине меня уже вычеркнули из призываемых комментаторов и не знаю, то ли это ошибка, то ли происки злых сил, но я все же здесь, с комментарием (пусть и маленьким). Что могу сказать... Рассказ этот, по-моему, немного ошибся конкурсом, но если смотреть на него в отрыве - то это вполне себе годная сказка, довольно милая и добрая, с нотками наивной детской надежды и веры в лучшее. Не будь здесь рояля по имени Лёвка, сказочного отношения к логике и щедро рассыпанных пожалеек, то можно было бы и о большем поговорить. Но написано замечательно, красиво, даже я бы сказал - сказочно, хотя и печалит немного, что рассказ по большей части соткан из переживаний и картинок прошлого, сюжета здесь мало, а сперва нет вообще, да и потом он как-то очень резко выходит на сцену, нервно там топчется и сразу же даёт команду к финалу. То есть первая половина истории - мысли, мысли, мысли, а вторая - пересказ, пересказ. Не знаю, как-то это все довольно сумбурно и обидно, потому что рассказ-то хороший, и героиня здесь характерная, живая, и задумка с зовом из глубин черной дыры - отлично! - есть в этом что-то очень мистическое и притягательное, как и все то, что ещё не изучено, не изведано и не понято. Но все это как-то портит общий антураж сказки - когда на корабль может вот так запросто пробраться ребенок, когда вот так запросто ребенок (пусть и со способностями) запускает и управляет челноком, когда тот же ребенок перепрограммирует механического кота... Для сказки это вполне годится, просто сама по себе сказка, возможно, не годится и для темы, и для конкретного конкурса. И рассказ в итоге - вполне себе хороший рассказ - выглядит как ребенок, который приходит на взрослые соревнования по тяжёлой атлетике(( Но вы не подумайте, рассказ мне понравился, а ворчу я, пожалуй, от того лишь, что конкретно на этом конкурсе его потенциал не раскроется в должной мере, а жаль. Потому что история интересная, эмоциональная, по-настоящему живая. В общем, спасибо за приглашение, автор)) и удачи!

   Сообщение № 18. 6 февраля 2022 г. в 15:47, Табита пишет:
Табита ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2010
профиль

Репутация: 298
Здравствуйте, автор! Искренне благодарю за приглашение! Редко встретишь такую живую эмоциональную историю. (Ещё реже на конкурсе НФ)))

И мне всё равно, что это с натяжкой НФ, всё равно, что проблемы с логикой, всё равно, что есть рояль-Лёвка, всё равно, что филолог во мне иногда бунтил!
Когда читаешь рассказ, ты полностью в нём. Это важно.
Главная героиня – авторская удача. А низкий утробный звук из глубин космоса, эта чёрная дыра, которая «космический кашалот», – круто.
Мотив с колыбельной, проходящий через весь рассказ, – это тоже круто.
Сцены прощания Луны с бабушкой, Луны с Землёй – самые сильные в тексте.
Финал понравился. Неоднозначный. Пронзительный.

Несколько вопросов-размышлений (только) для автора:
Свернутый текст
Если честно, то, когда читаешь рассказ, только положительные эмоции. Проходит время, и закрадываются предательские вопросы и размышления. Ниже – некоторые из них.

- Вместо экспозиции и завязки вы нам очень (очень!) долго показываете сцену, где «крабы» уводят Луну из детдома с флешбэками-пересказами. Экшен обидно превратился в воспоминания. Стопорит.

- Все эти Клюквы, монокулярное зрение (проблемы, которые больше нигде не указаны) – стопорит.

- К чему у вас так чётко прозвучало в тексте про ноябрь? А потом упоминается апрель. Я связи с временами года не уловила. Кмк, в истории это лишнее.

Цитата
Наслушался дурацких книг Хайнлайна, Рейнольдса, Ларинцева.
Это зачем тут (и так)? Вы серьёзно?))

- К чему была эта жуткая история про папу, стреляющего в ребёнка, который спасся только благодаря тому, что мама его закрыла собой, но глаз оказался потерян? Это, разве, как-то, простите, выстрелило дальше? Это только для того, чтобы было жальче? Ну это вы зря. Детдома и бабушки хватило бы. И откуда такая уникальность у Луны? Если бы от этого выстрела… А так, ещё один вопрос (но, кстати, для меня, по крайней мере, ответ и не обязателен).

- И, всё же… Как (как??) мальчик Лёвка попал на космический корабль? Это такая вольность… А потом ещё и дети украли шлюпку. А Лёвка умеет управлять… Я понимаю, что он мечтал стать космонавтом. Но он же ребёнок из детдома…

- Почему больше нет колыбельной в самом конце? Мне не хватило лунной колыбельной. Мне мало, что сфинкс её просто мурлыкал)


Итог: отличная young adult история.
Из плюсов – эмоционально, захватывает.
Из минусов – над сюжетом надо ещё поработать.

Желаю творческих удач!

П.С.
- «Москва – Кассиопея»
«Земля – Космический кашалот»
- «Отроки во Вселенной»
Требую продолжение «Кашалота»))

   Сообщение № 19. 10 февраля 2022 г. в 17:21, Кукабара пишет:
Кукабара ( Offline )
смеющаяся птица

*
Автор
Сообщений: 1011
профиль

Репутация: 174
Здравствуйте, автор.
Прочитала ваш рассказ.
Соглашусь с мнением одной из читателей - у меня тоже не возникло ассоциативного ряда с песней. Напомнило героиню из Гарри Поттера - Луну (как раз с ударением на первый слог))).
Как я поняла, речь в рассказе о далеком будущем - раз герои не знают на какой из планет зародилось человечество. Тогда странными кажутся несколько вещей - плохое развитие медицины и чтение авторов-фантастов двадцатого века. Иначе как бы это девочке не вставили глаз? И зачем маме надо было органы продавать? (При нормальных технологиях их бы выращивали в пробирках, как сейчас ткани).
Добавлю, что такие органы были бы во много раз здоровее. Какая техника лучше - новая или б\у??? Какая печень чище, моложе и здоровее - только что выращенная или та, которая десятки лет фильтровала и очищала? Ответ очевиден.
Странно и то, что ученые и в будущем не продвинуться в лечении деменции (ну тут уж - хз).
Также не понятно, почему девочку потянуло в черную дыру? Только лишь потому, что она слышала некие звуки, которые приняла за призыв?
Совершенно не понятно, как Лёвка пробрался на корабль да еще и так долго там прятался оставаясь невидимым для персонала и технических служб корабля. Ел консервы - ок (может в товарном отсеке спрятался), а воду где доставал? Не стояла же она там в бутылочках.
Не продуманы многие детали.
ИМХО рассказ не плох, но такого неземного восторга от его прочтения, как некоторые, я не испытала. Поскольку, рассказ построен на эмоциях, а не на научных фактах, и как я уже говорила много нестыковок в деталях.
ИМХО, самое классное в рассказе - это его название, и я думала, это как-то будет обыграно (может, девочка как-то "усыпила" бы этого кашалота и смогла провести корабль или помогла бы самим спастись).
Автор спасибо и удачи

   Сообщение № 20. 27 февраля 2022 г. в 14:55, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 6789
профиль

Репутация: 560
Как-то сумбурно получилось. Или так прочиталось? Не знаю.
Вопросов много, и они не простые. Например, как мальчишке удавалось прятаться?
Можно объяснить, что угодно. Только надо объяснять, а не выдавать "с потолка".
Дело в том, что на космическом корабле должна быть система жизнеобеспечения. Для того, чтобы не было перерасхода энергии, она просто обязана отключать систему вентиляции в отсеках, если в них нет людей. Ну, или переводить в экономичный режим. Для этого она должна отслеживать если не нахождение людей в отсеках, то содержание кислорода. Потому что это её основная функция, наряду с поддержанием температуры (а человек отдает в окружающую среду около 100 Вт тепловой энергии) и влажности. В НФ произведениях встречаются ситуации, когда эта функция используется. В "Лунной Радуге" Павлова и в "Восставшем из пепла" Злотникова.
Так что, нужно было всего лишь учесть этот факт и попытаться хоть намеками пояснить бездеятельность автоматики.
Вообще-то, рассказ неплох. И станет еще лучше, если сделать его более научным.

Удачи!

   Сообщение № 21. 1 марта 2022 г. в 00:53, Своя пишет:
Своя ( Offline )
Мир вам!

*
Творец
Сообщений: 4085
профиль

Репутация: 1082
Приветствую, я пришла с эстафетными вопросами:
1) Кто ваш наиболее любимый персонаж в сюжете и почему?
2) Есть ли среди персонажей прототипы реальных людей?
3) Как родилась идея для сюжета?

Желаю благополучия и удачи!
:rose: :rose: :rose:


   Сообщение № 22. 8 марта 2022 г. в 18:32, AntareS44 пишет:
AntareS44 ( Offline )
Странник

*
Сказитель
Сообщений: 468
профиль

Репутация: 252
И ещё один рассказ, автору которого хотелось бы много чего сказать, но по сути уже столько написано, что пришлось бы постоянно повторяться.

Здравствуйте, Автор! Мне понравился ваш рассказ. Вы сделали его трогательным, эмоциональным, пронзительным!

До моего личного ТОПа он не дотянул (точнее дотянул бы, но конкуренты банально допустили меньше ошибок, а мест всего шесть).
Разного рода недочётов в тексте действительно хватает.
Возможно, это как раз тот случай, когда написанному рассказу нужно было дать месяц-другой отлежаться, а затем сесть и ещё раз внимательно перечитать. Лучше с беттой.

На мой взгляд мелкие огрехи с запасом мог бы искупить подготовленный финал, ведь это действительно эмоциональный пик драматического произведения. А у вас он получился неслабым, но немного внезапным и поспешным. Внезапным - потому что я как читатель не был готов к такому резкому решению хватать шлюпку и кота и лететь на погибель. Если у героини такой фатализм может быть оправдан тем, что для неё как бы нет места в этом мире, то для остального экипажа шлюпки такое решение отнюдь не так очевидено.
Поспешным - потому что сам этот кусочек повествования идёт в ускоренном темпе пересказа. Я понимаю, что убивать своих героев очень тяжело, но чтобы рвать душу читателю, Автор должен вначале порвать её себе.

Спасибо за рассказ - он хорош несмотря ни на что!

Успехов в творчестве!

   Сообщение № 23. 9 марта 2022 г. в 15:25, Регина пишет:
Регина ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1082
профиль

Репутация: 181
Здравствуйте, Автор!

Не люблю рассусоливать и препарировать чужие произведения! Поэтому скажу кратко: мне просто очень понравилось. Очень по-человечески, чувственно, атмосферно - целый мир вмещен в небольшой рассказ, и больше ничего не хочется. Каждый вправе домыслить его так, как сочтет нужным. Большое Вам спасибо!

Искренне желаю победить.

   Сообщение № 24. 11 марта 2022 г. в 11:13, Алеся Ясногорцева пишет:
Алеся Ясногорцева ( Offline )
Коммунистка

*
Сочинитель
Сообщений: 976
профиль

Репутация: 285
Я прочитала рассказ.
Сюжет понятен до прозрачности, и в силу этого интересен. Малопонятно только, почему Земля стала малопригодной для жизни - из-за деятельности человека или естественным путём, из-за остывания Земли и Солнца? Вроде бы всё говорит в пользу второй версии, но неясно, расплывчато. Да и идея была бы более яркой, если бы Земля в рассказе стала непригодной для жизни в результате деятельности человека. Вернее, не человека вообще, а человека капиталистической формации.
Изображённый в рассказе строй - капиталистический, это видно по тому, что выделяют - кому жить, а кому умереть, и деньги в этом играют первую роль. Все спокойно воспринимают, что матери продают себя на органы, чтобы купить детям место в корабле. Идея рассказа, его мораль - более чем приемлемы: осуждение такого вот антигуманистического строя.

   Сообщение № 25. 14 марта 2022 г. в 10:41, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18151
профиль

Репутация: 1404
Я прочитал рассказ.

Может это где-то и было, но не встречал, честно говоря, мысль, что на колонизацию вовсе не надо отправлять взрослых особей обеих полов. Тут вот автор пишет, что достаточно девочек и материал для оплодотворения. Но вообще говоря подумалось, что достаточно отправить просто материалы, а людей вывести уже на месте. Интересная тема. Что-то похожее было у Люцысиня, но там отправили к звездам мозг взрослого человека и не с целью колонизации.

Но сюжет какой-то странный и заканчивается не пойми чем. И упоминание члена жюри в тексте, мягко говоря, спорный прием.

   Сообщение № 26. 15 марта 2022 г. в 17:47, Ariostro пишет:
Ariostro ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 182
профиль

Репутация: 115
Спасибо за рассказ! Сначала я подумала, что он не вполне отвечает теме, и не вполне чистая НФ, да ещё и давит на жалость: бедные сиротки, котик... И при этом я понимала, что это отличный текст, хоть и не совсем подходящий для этого конкурса.

А когда я прочитала все рассказы финала и стала думать, за какие голосовать — поняла, что именно этот ваш космический кашалот мне запомнился больше всего. Он необычный, неожиданный, интересный. Эмоции переданы очень достоверно, невозможно не сопереживать героям.

Поэтому в моём списке ваш рассказ оказался на первом месте.

   Сообщение № 27. 28 марта 2022 г. в 21:07, Элен Мэлиан пишет:
Элен Мэлиан ( Offline )
майар

*
Поэт Слова
Сообщений: 1997
профиль

Репутация: 583
Шантель, дорогая! ПОздравляю с финалом! С очень интересным и необычным рассказом! Очень рада за тебя и рада тому, что твой рассказ мне понравился! :rose: :rose: :rose: :serenada:

   Сообщение № 28. 20 апреля 2022 г. в 20:09, Shantel пишет:
Shantel ( Offline )
la tua primavera



Aвтор
Сообщений: 1543
профиль

Репутация: 444
Благодарности всем, кто проникся кашалотной музыкой)) благодарности за ваши тёплые слова, голосования и, конечно, за тридцаточку судейских баллов, вручивших пропуск в финал - это честь для меня) я энф впервые писала!

Если кратко пробежаться по спорным вопросам, которые поднимались, то скажу так:
- «чёрная дыра детям не игрушка», а право на свободный выбор;
- Лёвка - не «чёрт из табакерки», а символ в данном случае) материализация, воплощение и вообще дань сказкам о прекрасных космических одиссеях. Вот Хайнлайну ещё, например;
- и раз уж о Хайнлайне, почему в одном ряду с Ларинцевым (наверное, и впрямь стоит убрать), но, прочтя Пастырей, очень захотелось отметить;
- о сбоях фокала. О, нет, здесь мимо. Героиня читает мысли! И то, что она «видит» историю Ёлки от первого лица - извините, имеет право;
- про «жалко котёнка» - вообще не планировала в какую-то грустность; спасибо всем, кто это почувствовал и отметил светлость рассказа.

А финал - вера в космическую тайну)

По вопросам эстафеты: прототипов нет, любимая - Луна (был бы кот или кто-то ещё- сделала бы главным персонажем, смысл любимого на задворки?) идея родилась из музыки. мерсиб)

:rose: :rose: :rose:

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.org